НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Севрский фарфор и имитации. От преклонения до обмана

7 декабря 2023Санкт-Петербург
Рюмочная передача из «Сервиза с камеями». Севрская фарфоровая мануфактура, 1778-1779. Государственный Эрмитаж
Передача рюмочная в подражание «Сервизу с камеями». Императорский фарфоровый завод, 1780-е. Государственный Эрмитаж
Чашка с портретом короля Франции Людовика XVI. Севрская фарфоровая мануфактура 1782. ГМЗ «Павловск»
Чашка с портретом королевы Марии Антуанетты. Севрская фарфоровая мануфактура, 1782. ГМЗ «Павловск»
Бюст королевы Марии Антуанетты. Севрская фарфоровая мануфактура, 1782. Государственный Эрмитаж
7 декабря 2023 года в Государственном Эрмитаже открывается выставка «Севрский фарфор и имитации. От преклонения до обмана», где подлинные изделия Севрской мануфактуры представлены рядом с искусными подражаниями и подделками.

«Севр – это явление культуры, которое включает в себя и производство, и подражание, и соревнование (сделать не хуже), и замену разбитой посуды, и подделки, и сознательные фальсификации, и всю историю бренда и стиля, которые называются СЕВР, – говорит директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – При таком историко-культурном подходе любая вещь становится интересной. И такими их и делают авторы выставки».

Всего Эрмитаж покажет более полутора сотен предметов: вазы, образцы посуды и фарфоровую пластику. В их числе:

– те, что несомненно выполнены на Севрской мануфактуре в период её расцвета, в XVIII – первой половине XIX века;

– предметы, изготовленные мастерами Севра в начале ХХ века по формам XVIII столетия;

– изделия Императорского фарфорового завода и мануфактуры князя Николая Борисовича Юсупова в Архангельском, созданные в подражание севрским оригиналам;

– сомнительные работы, происхождение которых до сих пор вызывает вопросы;

– фальсификации, изготовленные на французских и европейских заводах с единственной целью – ввести в заблуждение.

Среди шедевров – предметы из «Сервиза с камеями», созданного по заказу Екатерины II для князя Григория Потёмкина; сервиз мадам Дюбарри; чашки с портретами короля Франции Людовика XVI и королевы Марии Антуанетты, декорированные эмалью.

Главная задача экспозиции – продемонстрировать разницу между шедеврами Севра и подражаниями им.

***

История Севрской фарфоровой мануфактуры началась в 1740 году, когда в Венсенском замке неподалёку от Парижа было основано небольшое фарфоровое производство.

Поначалу изделия Венсена находились под сильным влиянием продукции Мейсенской мануфактуры, однако очень скоро ситуация изменилась. Количество и разнообразие создаваемых предметов росло, и к 1756 году помещений Венсенского замка стало недостаточно для расширяющегося производства. Фабрика переехала в Севр, предместье Парижа, где и находится по сей день. Современники быстро оценили достойное удивления сочетание колорита и форм, изящество и хрупкость изделий, оригинальность и богатство орнамента, уже севрскому фарфору начали подражать мануфактуры Европы и России.

Не стоит осуждать применение севрских мотивов в выборе декора и форм другими мануфактурами, которые подстраивали их под собственные художественные задачи, руководствуясь своим вкусом и техническими возможностями. Примером такого заимствования являются изделия Императорского фарфорового завода, в их числе – рюмочная передача, которая была сделана по образцу одной из посудных форм самого знаменитого шедевра Севра – «Сервиза с камеями». При изготовлении рюмочной передачи на ИФЗ не ставили задачи полностью повторить декор. Отличие русского экземпляра состоит в изменении цветовой гаммы: вместо бирюзового фона было выбрано сочетание пурпурного и коричневого цветов.

Вполне закономерным представляется и максимально точное копирование севрских образцов, которое происходило на Императорском фарфоровом заводе с XVIII и до начала XX века. Имитации создавались не с целью фальсификаций, а для совершенствования собственного мастерства или восполнения утрат. Доделки знаменитых севрских посудных ансамблей продолжались на протяжении всей истории Императорского завода. Ещё в начале XX века изготавливались изделия в подражание Зелёному сервизу и сервизу «Листья капусты».

Другой пример – фарфоровые вазы, представленные на выставке. Долгое время считалось, что они были подарены императором Наполеоном Бонапартом Александру I вместе с двумя аналогичными, которые сейчас находятся в Павловском дворце-музее. Предполагалось, что эрмитажные вазы тоже были изготовлены на Севрской мануфактуре. Однако исследования показали, что они существенно отличаются от севрских стандартов: форма не идеально яйцевидная, более утолщённая в диаметре, бронзовые ручки длиннее, есть различия в фоне.

Благодаря изучению «Описи вещей, находившихся в Эрмитаже с 1786 года», составленной камердинером Иваном Лукичом Лукиным, специалисты узнали, что две вазы, столь похожие на севрские, на самом деле «с казённых фарфоровых заводов поднесены Государю Императору Александру I Действительным тайным Советником и Кавалером Гурьевым».

Известно, что на собственной мануфактуре Николая Борисовича Юсупова в Архангельском также велись работы по севрским образцам. Русские мастера тренировали глаз и руку, копируя оригинальные изделия. При сравнении предметов видно, что отечественным мастерам не давался синий цвет, чуть бледнее были краски цветочной росписи. На тарелке из Архангельского розовый букет в центре выписан не так детально и уступает севрскому в прорисовке и разнообразию оттенков.

Наш современник, выдающийся исследователь Антуан Альби, долгие годы заведовавший химической лабораторией на Севрской мануфактуре, утверждает: «В наши дни, на сто предметов, носящих марку Севра, девяносто являются подделками или вызывают сомнения». Чаще всего учёным приходится иметь дело с подражаниями, доделками, поздними дополнениями старых изделий новым декором.

Трудности в атрибуции существовали всегда, поэтому любые «работы над ошибками», как в виде выставок, так и в виде конференций, лекций и публикаций, крайне важны. В последние десятилетия, благодаря открытости мирового культурного сообщества, развитию интернета, получению высококачественных изображений, появились недоступные исследователям в прежние годы массивы информации. Экспозиция в Синей спальне Зимнего дворца – ещё одна попытка привлечь внимание к проблеме атрибуции копий и имитаций изделий знаменитой Севрской мануфактуры.

К выставке подготовлен научный каталог (издательство Государственного Эрмитажа, 2023).

Куратор выставки – Ян Эрвинович Виленский, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель европейского фарфора.

Посетить экспозицию можно по входному билету в Главный музейный комплекс Эрмитажа.

Когда: 7.12.2023 - 22.09.2024

Где: Зимний дворец, Синяя спальня

www.museum.ru/N83878
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 12.12.2024  x    ?  


Выставка «Храм Минервы. К 270-летию Московского Университета»

Иван Грозный и сын его Иван. Возвращение

Выставка «Драгоценности! Блеск русского двора» в Государственном историческом музее

Борис Кустодиев. Патриархальная Россия

Дары и реставрация. Поступления в коллекцию Иркутского музея декабристов

Выставка Музея современной истории России «Фарфор и время» в Хабаровске

Dasha Art. Акценты и формы

Новогодняя выставка «История в миниатюре – взгляд сквозь века» в Музее Победы

В созвездии Мастера. Кузьма Петров-Водкин и Павел Голубятников

Древние артефакты, фотография, современное искусство и новые медиа. Выставка «Хрупкость» в Арсенале

Выставка «Всё в жизни - музыка!», посвященная памяти Валерия Гаврилина

Зима. Русский стиль. Взгляд из XXI века

Выставка Ма Кэ «Современная живопись Китая» в Московском музее современного искусства

Почему их так назвали? О происхождении имён зверей, птиц, насекомых, рыб и других живых существ

Юбилейная выставка Сергея Лотырева «Время вспомнить» в Русском музее фотографии

Выставка «Образ Слова. Иконы XVI века из Музея имени Андрея Рублева и частных собраний»

Из собрания Русского музея. Выставка "Исаак Левитан" в Ярославском художественном музее

Выставка «Новогодняя ёлка как искусство» в Вологодском музее-заповеднике

Про невиданных зверей... Выставка современных художников в Дарвиновском музее

Тамара Шипицина. Палисадники

Сергей Сонин и Елена Самородова. Утопия и Ухрония

Дары волхвов. Подарки из собрания Военно-медицинского музея

Открытие после реставрации парадного зала квартиры коменданта Петропавловской крепости

Выставка «Кружево Русского Севера. Из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника» в Воронеже

«И всюду жизнь…» - выставка в Дальневосточном художественном музее

Выставка Тамары Невровой "Моя Коломна" в Музее-квартире А.А. Блока

Археология юмора: Зощенко и Жванецкий

Выставка «Мягкая рухлядь» в Дарвиновском музее

"Вкусные истории Нового года" в Музее П.И. Чайковского в Москве

"Мальчики" и другие рождественские истории А.П. Чехова

Выставка «Святая семья в религиозном искусстве XI–XX веков» в Музее имени Андрея Рублева

Фестиваль «Рождество в Архангельском»

Песня о Мавриной. Графика Татьяны Мавриной из коллекции Владимира Цурко

Выставка «Пространства Андрея Васнецова» в Музейно-выставочном комплексе РАХ


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru