НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Севрский фарфор и имитации. От преклонения до обмана

7 декабря 2023Санкт-Петербург
Рюмочная передача из «Сервиза с камеями». Севрская фарфоровая мануфактура, 1778-1779. Государственный Эрмитаж
Передача рюмочная в подражание «Сервизу с камеями». Императорский фарфоровый завод, 1780-е. Государственный Эрмитаж
Чашка с портретом короля Франции Людовика XVI. Севрская фарфоровая мануфактура 1782. ГМЗ «Павловск»
Чашка с портретом королевы Марии Антуанетты. Севрская фарфоровая мануфактура, 1782. ГМЗ «Павловск»
Бюст королевы Марии Антуанетты. Севрская фарфоровая мануфактура, 1782. Государственный Эрмитаж
7 декабря 2023 года в Государственном Эрмитаже открывается выставка «Севрский фарфор и имитации. От преклонения до обмана», где подлинные изделия Севрской мануфактуры представлены рядом с искусными подражаниями и подделками.

«Севр – это явление культуры, которое включает в себя и производство, и подражание, и соревнование (сделать не хуже), и замену разбитой посуды, и подделки, и сознательные фальсификации, и всю историю бренда и стиля, которые называются СЕВР, – говорит директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – При таком историко-культурном подходе любая вещь становится интересной. И такими их и делают авторы выставки».

Всего Эрмитаж покажет более полутора сотен предметов: вазы, образцы посуды и фарфоровую пластику. В их числе:

– те, что несомненно выполнены на Севрской мануфактуре в период её расцвета, в XVIII – первой половине XIX века;

– предметы, изготовленные мастерами Севра в начале ХХ века по формам XVIII столетия;

– изделия Императорского фарфорового завода и мануфактуры князя Николая Борисовича Юсупова в Архангельском, созданные в подражание севрским оригиналам;

– сомнительные работы, происхождение которых до сих пор вызывает вопросы;

– фальсификации, изготовленные на французских и европейских заводах с единственной целью – ввести в заблуждение.

Среди шедевров – предметы из «Сервиза с камеями», созданного по заказу Екатерины II для князя Григория Потёмкина; сервиз мадам Дюбарри; чашки с портретами короля Франции Людовика XVI и королевы Марии Антуанетты, декорированные эмалью.

Главная задача экспозиции – продемонстрировать разницу между шедеврами Севра и подражаниями им.

***

История Севрской фарфоровой мануфактуры началась в 1740 году, когда в Венсенском замке неподалёку от Парижа было основано небольшое фарфоровое производство.

Поначалу изделия Венсена находились под сильным влиянием продукции Мейсенской мануфактуры, однако очень скоро ситуация изменилась. Количество и разнообразие создаваемых предметов росло, и к 1756 году помещений Венсенского замка стало недостаточно для расширяющегося производства. Фабрика переехала в Севр, предместье Парижа, где и находится по сей день. Современники быстро оценили достойное удивления сочетание колорита и форм, изящество и хрупкость изделий, оригинальность и богатство орнамента, уже севрскому фарфору начали подражать мануфактуры Европы и России.

Не стоит осуждать применение севрских мотивов в выборе декора и форм другими мануфактурами, которые подстраивали их под собственные художественные задачи, руководствуясь своим вкусом и техническими возможностями. Примером такого заимствования являются изделия Императорского фарфорового завода, в их числе – рюмочная передача, которая была сделана по образцу одной из посудных форм самого знаменитого шедевра Севра – «Сервиза с камеями». При изготовлении рюмочной передачи на ИФЗ не ставили задачи полностью повторить декор. Отличие русского экземпляра состоит в изменении цветовой гаммы: вместо бирюзового фона было выбрано сочетание пурпурного и коричневого цветов.

Вполне закономерным представляется и максимально точное копирование севрских образцов, которое происходило на Императорском фарфоровом заводе с XVIII и до начала XX века. Имитации создавались не с целью фальсификаций, а для совершенствования собственного мастерства или восполнения утрат. Доделки знаменитых севрских посудных ансамблей продолжались на протяжении всей истории Императорского завода. Ещё в начале XX века изготавливались изделия в подражание Зелёному сервизу и сервизу «Листья капусты».

Другой пример – фарфоровые вазы, представленные на выставке. Долгое время считалось, что они были подарены императором Наполеоном Бонапартом Александру I вместе с двумя аналогичными, которые сейчас находятся в Павловском дворце-музее. Предполагалось, что эрмитажные вазы тоже были изготовлены на Севрской мануфактуре. Однако исследования показали, что они существенно отличаются от севрских стандартов: форма не идеально яйцевидная, более утолщённая в диаметре, бронзовые ручки длиннее, есть различия в фоне.

Благодаря изучению «Описи вещей, находившихся в Эрмитаже с 1786 года», составленной камердинером Иваном Лукичом Лукиным, специалисты узнали, что две вазы, столь похожие на севрские, на самом деле «с казённых фарфоровых заводов поднесены Государю Императору Александру I Действительным тайным Советником и Кавалером Гурьевым».

Известно, что на собственной мануфактуре Николая Борисовича Юсупова в Архангельском также велись работы по севрским образцам. Русские мастера тренировали глаз и руку, копируя оригинальные изделия. При сравнении предметов видно, что отечественным мастерам не давался синий цвет, чуть бледнее были краски цветочной росписи. На тарелке из Архангельского розовый букет в центре выписан не так детально и уступает севрскому в прорисовке и разнообразию оттенков.

Наш современник, выдающийся исследователь Антуан Альби, долгие годы заведовавший химической лабораторией на Севрской мануфактуре, утверждает: «В наши дни, на сто предметов, носящих марку Севра, девяносто являются подделками или вызывают сомнения». Чаще всего учёным приходится иметь дело с подражаниями, доделками, поздними дополнениями старых изделий новым декором.

Трудности в атрибуции существовали всегда, поэтому любые «работы над ошибками», как в виде выставок, так и в виде конференций, лекций и публикаций, крайне важны. В последние десятилетия, благодаря открытости мирового культурного сообщества, развитию интернета, получению высококачественных изображений, появились недоступные исследователям в прежние годы массивы информации. Экспозиция в Синей спальне Зимнего дворца – ещё одна попытка привлечь внимание к проблеме атрибуции копий и имитаций изделий знаменитой Севрской мануфактуры.

К выставке подготовлен научный каталог (издательство Государственного Эрмитажа, 2023).

Куратор выставки – Ян Эрвинович Виленский, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель европейского фарфора.

Посетить экспозицию можно по входному билету в Главный музейный комплекс Эрмитажа.

Когда: 7.12.2023 - 22.09.2024

Где: Зимний дворец, Синяя спальня

www.museum.ru/N83878
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 27.04.2025  x    ?  


Первый пуск фонтанов / Петергоф

Праздник "День Русского музея" в Михайловском дворце

Иван Павлович Похитонов. К 175-летию со дня рождения

Выставка «Русские императорские сервизы» в Русском музее

"Вернуться к себе": памятники русской старины из частных собраний XIX века

Выставочный проект "Восстаёт во славе" в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр

Выставка «Парк Победы. Образы памяти в российском искусстве новейшего времени» в ММОМА

«80 мгновений весны»: Библионочь-2025 в Библиотеке для молодёжи

Выставка «Иконы советского периода» в усадьбе Измайлово

Гариф Басыров. Другое измерение

Выставка «Память Победы» в Музейно-выставочном центре РОСФОТО

К 80-летию Победы. Выставка "Музыка побед" в Шереметевском дворце - Музее музыки

В ритме трудового фронта. Заполярная Воркута героическому Ленинграду

Выставка "Городские домовые" в Биологическом музее

Ленинград в блокаде. В.П. Калужнин. Выставка одного экспоната

Выставочный проект "Этот день мы приближали…" в Российском национальном музее музыки

Около Музея Победы состоялся «Автопробег Победы»

Выставка "Возвращение" в фойе Большого зала Петербургской филармонии

Презентация выставки «Народы Поволжья. Сохраняя традиции» в Саратовском музее краеведения

Выставка «Искусство победителей» в Новосибирском краеведческом музее

Эстетика перестройки. Выставка "Время больших ожиданий" в Музее политической истории России

Свидетельства войны. 1941–1945. Новые поступления в коллекцию Мультимедиа Арт Музея, Москва

Выставка «Образ Победы Сергея Конёнкова» в Музее-мастерской С.Т. Конёнкова (Москва)

К 80-летию Победы. Выставочные проекты в Русском музее фотографии

"Я написал Вам по-французски…" - выставка из цикла "История одной жизни"

Выставка «Между Марсом и Венерой. Искусство Франции XVII века» в Центре «Эрмитаж – Выборг»

Они расписались на Рейхстаге. Женщины-медики Великой Отечественной войны

Выставка «Святой Победоносец» в Музее имени Андрея Рублева

«Москва: сохраняя память, создавая будущее» - фотовыставка на Чистопрудном бульваре в Москве

Выставка «Семь фронтов – одна жизнь»

Литературно-этнографический праздник «Конь казаку всего дороже. Вёшенские шермиции»

Вернисаж сезона Май/Июнь'25 в Арт-центре "Пушкинская-10"

Выставка Дмитрия Сироткина "Лето" в Музее Достоевского

Библионочь в Российской национальной библиотеке

Выставка «Школа правды» в Красногорском филиале Музея Победы

Без права на забвение. К 80-летию Великой Победы

Выставка «Узор в декоративном искусстве Нового времени» в музее-заповеднике «Коломенское»

Победителям посвящается! Выставка к 80-летию Великой Победы в Новосибирском художественном музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru