20 октября в Музее-заповеднике "Царицыно" открывается для посетителей персональная выставка художницы Императорского фарфорового завода Татьяны Чапургиной «Фарфор может все».
Название выставки созвучно творческому кредо Чапургиной. В одном предложении заключена мысль о безграничных возможностях материала. В экспозиции - более шестидесяти работ: вазы, панно, платья из "фарфоровой" ткани, украшения, аксессуары и даже ковер. Большинство предметов Татьяна создала специально для "Царицына" - все они экспонируются впервые.
"Наш музей тесно связан с декоративно-прикладным искусством, и с момента своего основания собирает, изучает и экспонирует произведения, созданные художниками из различных материалов, в том числе керамики, стекла, дерева и металла, - рассказывает генеральный директор музея-заповедника "Царицыно" Елизавета Фокина. - Так, к примеру, на IV Триеннале современного гобелена мы представляли инсталляции, созданные в технике ткачества, и показывали их в парке самым неожиданным образом, а на выставке "Другое дерево" знакомились с необычными ювелирными украшениями и арт-объектами, придуманными художниками из объединения GoodWood. Теперь очередь фарфора, и мы показываем работы автора, который в совершенстве владеет традиционными техниками, но одновременно открыт к любым экспериментам".
Прогулка по экспозиции напоминает квест. Фарфор взаправду может всё, и уже в аванзале это убедительно доказывают две чашки с автопортретом художницы, расписанные надглазурными красками, золотом и монохромным пером в технике pate-sur-pate (или "масса на массе"), старинной, сложной и очень неторопливой манере росписи по керамики. Во втором зале гостей встречают пятнадцать ваз с говорящими во времени формами - "антоновка", "фрезия", "лилия", "ламповая", "карелия", "папирус", "русская", "большая китайская", - составленные в композицию на фоне мозаичного триптиха, занимающего всю стену. А в зале по соседству - сюита "Волшебный сад. Времена года" из семи "фарфоровых" платьев. Каждое платье собрано из тысяч крохотных фарфоровых пластов, закрепленных с помощью мононити на шелке, органзе, хлопке или шерсти. В той же технике созданы и семь декоративных воротников (один из них - в египетском стиле!) В отдельной витрине - браслеты, серьги и перстень от петербургских сестер-ювелиров Натальи и Татьяны Тарасовы, к которым Чапургина добавила расписные фарфоровые пластины, а также флаконы для парфюма, две сумки (целиком из фарфора) и чайный сервиз на шесть персон "Timeless But Not Classic".
Последний зал - "фарфоровая комната". В ней - шкаф и стул начала XX века, при реставрации получившие декоративные фарфоровые вставки, светильники из фарфора, ковер, тоже фарфоровый, и стол, одна из ножек которого заменена фарфоровой.
"У меня классическое, но не фарфоровое, а текстильное образование, - рассказывает Татьяна Чапургина. - В Мухинском училище я страстно и взахлеб расписывала ткани. Моя любовь к живописи полностью реализовалась в этом занятии. Но у текстиля есть одна неприятная особенность - он быстро исчезает. В отличие от фарфора".
В 1989 году на выставке в Италии Татьяна познакомилась с Нелли Петровой, главным художником Императорского фарфорового завода, и встреча эта изменила всю ее жизнь. Самым удивительным, по словам художницы, было отсутствие сопротивление материала - работать с керамическими пластами оказалось так же легко и просто, как и с текстилем: "Я с первой секунды почувствовала, что фарфор и есть моя самая большая любовь". С 1998 года Татьяна работает на ИФЗ, а с 2000-го занимается "фарфоровой модой". Она - единственный в мире художник, который создает платья из тысяч фарфоровых пластин, нашитых на шелк или органзу. "Они у меня как знаменитый Стеклярусный кабинет в Ораниенбауме - только из фарфора", - поясняет художница. На вопрос, сколько времени уходит на создание одного такого платья, отвечает: "Плюс бесконечность! Но хорошо, что рядом есть люди, которые всегда готовы приготовить ужин".
Что же такое фарфор? Пятьдесят процентов глины, двадцать пять процентов кварца и двадцать пять процентов калиевого полевого шпата - классический состав твердого фарфора. Любые изменения в рецептуре недопустимы. Сказать, что именно такой рецепт изобрел в XVIII веке Дмитрий Виноградов, нельзя, ведь в то время химии как таковой не было, и все определялось по сырью. "Фарфор - это породы из природы, - говорит Татьяна Чапургина. - Масса, с которой я работаю, в готовом виде похожа на жидкую сметану. Я выливаю ее на гипсовый пласт, докатываю до нужной толщины и режу на определенные формы, которые мне нужны для проекта". Подготовка "фарфоровой" ткани похожа на ткачество: художник разрисовывает пласты, каждый размером с фалангу пальца, и собирает из них будущее полотно. Пока пласты сырые, в каждом проделываются отверстия - минимум четыре - и отправляют в печь. "Только после этого они становятся фарфором".
"Татьяна всегда с азартом экспериментирует, соединяя сложные техники и материалы: фарфор, бисквит, то есть неглазурованный фарфор, подглазурную и надглазурную живопись, графическую роспись золотом и люстром, текстиль, стекло, - считает куратор выставки, кандидат искусствоведения Ольга Соснина. - Уверена, что для многих этот выставочный проект откроет неповторимый мир творчества одного из самых оригинальных и смело мыслящих мастеров отечественного фарфора наших дней".
Выставка "Фарфор может всё. Художник Императорского фарфорового завода Татьяна Чапургина" продолжает цикл "Императорский фарфоровый завод в Царицыне" 2010-х годов и приурочена к 280-летию ИФЗ, которое будет праздноваться в 2024 году. "Новый выставочный проект рассказывает, на что способен фарфор в смелых руках творца, - говорит генеральный директор ИФЗ Татьяна Тылевич. - Персональная выставка Татьяны Чапургиной - это продолжение совместной работы завода и музея. Примечательно, что именно этот проект открывает череду юбилейных событий грядущего года".
В параллельной программе к выставке запланированы кураторские и авторские экскурсии, мастер-классы для детей и взрослых. На все эти события понадобится регистрация - анонсы будут публиковаться на сайте музея.
Вставка продлится до 17 марта 2024 года.