11 февраля 2023 г. в музее-заповеднике "Абрамцево" впервые в московском регионе открывается для посетителей персональная выставка "Владимир Смирнов. Сад Поэта" костромского скульптора и поэта Владимира Смирнова. На выставке представлены 13 скульптур в бронзе и гипсе, 26 рисунков из собрания Муниципальной художественной галереи г. Костромы. Выставка стала результатом партнёрского сотрудничества между двумя музеями и приурочена к 75-летию художника.
"Костромской Джакометти", абсолютно самобытный автор, художник, скульптор, Владимир Смирнов писал в своих дневниках: "Хотелось бы, что все, что суждено мне сделать, могло бы назваться понятием Сад Поэта. Мое понимание Мира, мое его освоение и познание. Мои предложения пластических высказываний. Реально - это пространство, где будут стоять, находиться мои скульптуры. Там может быть все разно, и одним, наверное, будет мир моих желаний, мыслей - это будет мое освоение Мира, это будет овеществление именно работы души…".
Владимир Васильевич Смирнов (1948-2003) родился и всю жизнь прожил в Костроме. Работал в скульптуре, графике, писал стихи. В 1968 окончил Ярославское художественное училище. В 2012 г. в Художественной галерее открылся зал В. Смирнова "Сад Поэта". В 2015 г. наследие В.В. Смирнова постановлением администрации Костромской области отнесено к объектам культурного достояния Костромской области. Выставки из наследия скульптора прошли в Ярославском художественном музее (2009), Тверском городском музейно-выставочном центре (2010); Художественной галерее Данилова (2011), Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике Н.А. Некрасова "Карабиха" (2013), галерее "Красный Мост", Вологда (2014).
На выставке в Музее-заповеднике "Абрамцево" скульптурные портреты 1970-1990-х годов и графические изображения, существующие "на полпути между бытием и ничто", соберутся в Сад Поэта. Пластической мир Владимира Смирнова, причудлив и взыскующ. По драматическому напряжению, по тонкости и остроте образных трактовок можно судить о степени отдачи художника творчеству.
Смирнов часто работал пластилином по гипсу, пытаясь выразить чувство, сдержанное чувство. Добивался легкой вибрации формы, по-своему понимаемой классичности. Искал "разговора объемов", стремился к завершенности формы, уходил от красивости, ценил естественность и простоту: "Мне не нужно никакой выразительности, кроме чувства веса и пространства!".
В "Саде Поэта" живет пронизанный печалью образ "Человек в колпаке". В нем угадывается автопортрет самого автора, для многих долгие годы носившего маску шута-неудачника, скрывавшую тонкую душу ребенка и мудреца одновременно. Ставший символом выставки хрупкий, отточенный профиль "Пьеро в колпаке" тоже имеет несомненное сходство с автором. Парными образам в колпаках являются образы в кокошниках: склоненная женская голова из цикла "На Руси" - выразительный и предельно точно найденный символ страдающей Руси.
Острые выразительные скульптуры царят в пространстве "Сада Поэта" в союзе с рисунками. В них Смирнов продолжает свой взыскующий монолог: контуры и обтекающие штрихи ткут изображение, сохраняя динамику "живого зрения". "Прибавил напряжения. Есть звучание диссонансов, есть срезы, борозды, боль. И эту нить буду держать. Еще что-то расскажу о судьбе…"
Со-куратор выставки, Светлана Волкова отмечает: "Сравнение пластики Смирнова с Джакометти строится не на формальных признаках: он не упразднял объема, не деформировал фигуры до тонкости лезвий, не вводил сквозных конструкций как протест против традиционного пластического языка с его подчеркнутой осязаемостью и весомостью. Возможно, фанатическая поглощенность творчеством, а также отчаяние человека, стремящегося к недостижимому в искусстве - отобразить подлинную жизнь души, роднит Владимира Смирнова с Альберто Джакометти."
Необычны по образной концепции портреты жены скульптора Нины, один из них - "Пластика" (1988). Портрет метафорический, и каждый кусок пластической ткани вызывает почти физическое ощущение напряжения. Экспрессивная лепка, жесткий ритм, резкие огрубленные черты, деформация, - средства выразительности, способные передать безмолвное страстное напряжение.
Вера Прямикова, со-куратор выставки, а также исследователь творчества В. Смирнова, знавшая художника лично и организовавшая экспозицию "Сад Поэта" в костромской Муниципальной художественной галерее, подчёркивает: "Сад Поэта", пожалуй, даже не тема, а необъятное и вместе с тем цельное и глубокое пространство, вместившее жизненный и творческий путь автора, путь его духовного и тончайшего интуитивно-чувственного постижения Божественного замысла искусства, мироздания, человека. Его творчество - уникальное, еще не в полной мере исследованное явление не только в контексте художественной культуры Костромы, но и временном срезе 1970-1990-х годов отечественного искусства в целом".
Кураторы: Светлана Волкова, ведущий научный сотрудник музея-заповедника "Абрамцево"; Вера Прямикова, директор Муниципальной художественной галереи г. Костромы.
Выставка работает с 11 февраля по 12 марта 2023 г. в галерее «Поленовская дача».