18 ноября в Инженерном корпусе Третьяковской галереи открывается новый выставочный проект «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения».
Крупный выставочный проект Государственной Третьяковской галереи представляет ретроспективу Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960), самого яркого представителя русского импрессионизма, который был не только блистательным живописцем, но и одновременно основоположником советской школы искусствознания, директором Третьяковской галереи, ученымреформатором, создавшим структуру музейной работы, актуальную и сегодня, крупнейшим исследователем, способствовавшим изучению и сохранению древнерусского искусства, реставрации памятников старины.
В истории отечественного искусства Грабарь, пожалуй, единственный, кто был наделен редким даром живописца и невероятным талантом организатора, умел видеть перспективы музейной работы, понимал необходимость и методы сохранения художественного наследия страны. Обладая страстным, кипучим темпераментом, он добивался превосходных результатов в каждом виде деятельности.
В своем творчестве Грабарь синтезировал опыт пейзажистов предшествующих поколений - традиции русской школы и новации современных ему направлений европейского искусства: импрессионизма, постимпрессионизма, символизма, модерна. Он создал собственный тип русского пейзажа, нашел новые возможности отображения родной природы в "послелевитановскую" эпоху. Широкое признание пришло к нему благодаря великолепным импрессионистическим пейзажам и натюрмортам. Вслед за знаменитой картиной "Февральская лазурь" (1904, ГТГ) он создал цикл работ под названием "Сказка инея". Творчество Грабаря существенно повлияло на развитие импрессионизма в России.
Игорь Грабарь окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Художественное образование он получал, обучаясь у И.Е. Репина в Императорской Академии художеств с 1894 по 1896 год. Не окончив Академию, Грабарь уехал в Германию, где с 1896 по 1898 год прошел курс в знаменитой мюнхенской студии Антона Ажбе. С 1913 по 1925 год он был сначала попечителем, а затем директором Третьяковской галереи. С 1918 года возглавлял Всероссийскую комиссию по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи, в 1924 году преобразованную в Центральные государственные реставрационные мастерские. С 1937 по 1942 год был директором Московского института изобразительных искусств (сейчас Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова). С 1942 по 1946 год Грабарь возглавлял Всероссийскую Академии художеств в Ленинграде и Институт живописи, скульптуры и архитектуры при ней, а с 1944 года до самой смерти руководил Институтом истории искусства и охраны памятников архитектуры при Академии наук СССР (сейчас Государственный институт искусствознания).
На выставке Игорь Грабарь предстает в разных ипостасях. Прежде всего, как талантливый живописец, создавший серию совершенных шедевров - зимних пейзажей и натюрмортов. В художественном развитии он прошел путь от импрессионизма к декоративной плоскостности и обобщенности сезаннизма, придя к соцреализму.
Выставка занимает все экспозиционное пространство Инженерного корпуса и начинается с третьего этажа, где демонстрируются картины Грабаря дореволюционного и советского периодов. Первый зал оформлен как гостиная усадебного дома. Здесь представлены работы, исполненные в подмосковных имениях. Уже первые осенние пейзажи, написанные в Наре и показанные на выставке журнала "Мир искусства" 1901-1902 годов, произвели сенсацию среди зрителей необычной трактовкой природы и манерой исполнения. Тогда молодой художник, только что вернувшийся из Европы, предоставил на выставку девять полотен. Картину "Луч солнца" (1901, ГТГ) приобрел Совет Третьяковской галереи.
Следующий зал решен как воображаемый парк-пленэр - место создания зимних пейзажей - и как мастерская, где художник писал портреты. В начале зимы 1904 года Грабарь оказался в Дугине - подмосковной усадьбе друга и художника Николая Мещерина. Здесь появились лучшие его произведения, среди которых "Февральская лазурь" и "Мартовский снег" - наиболее яркие и выразительные примеры использованного художником метода разложения цвета, дивизионизма. Важное место в творчестве Грабаря занимают натюрморты. В таких картинах, как "Хризантемы" (1905), "Неприбранный стол" (1907, обе - ГТГ), художник находит множество тонких колористических и композиционных решений. Последний небольшой зал третьего этажа оформлен в виде реконструкции кабинета искусствоведа, в котором можно познакомиться с научными трудами Грабаря.
Особенность кураторского решения экспозиции заключаются в том, что она представляет Грабаря в различных качествах не столько архивными документами, сколько художественными произведениями - результатами его разнообразной деятельности, расширяя для зрителя круг интересов художника.
Дизайнерское решение залов второго этажа раскрывает Грабаря как организатора в области музееведения, реставрации и охраны памятников. При Грабаре собрание Третьяковской галереи значительно пополнилось, в частности древнерусскими иконами и живописью художников авангарда. Таким образом он обозначил новые перспективы развития музея. Десять картин художников авангарда - М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского, К.С. Петрова-Водкина, А.В. Лентулова, Р.Р. Фалька, В.В. Кандинского - можно увидеть на выставке.
Грабарь создал институции, которые успешно работают до сих пор - реставрационный центр его имени и институт искусствознания. Он был автором масштабных научных трудов, например первого и второго многотомных изданий "Истории русского искусства". Много сделал для сохранения архитектурных памятников древнерусского искусства и XVIII-XIX веков. Так, благодаря Грабарю не был взорван, а сохранен для потомков храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве.
Раскрывая эту сторону деятельности Грабаря, в экспозицию включили спасенные древние памятники, в том числе четыре доски знаменитого Васильевского чина из Успенского собора города Владимира, по преданию исполненные Андреем Рублевым. Кроме того, здесь представлены иконы, которые экспонировались на подготовленной И.Э. Грабарем и А.И. Анисимовым выставке "Памятники древнерусской живописи. Русские иконы XII-XVIII века", которая проходила в Германии, Великобритании и США в 1929-1932 годах. В пространстве этого же этажа представлены автопортреты Грабаря и написанные им портреты знаменитых ученых.
Экспозицию дополняют две мультимедийные программы о деятельности Грабаря на посту директора Третьяковской галереи и в сфере охраны памятников московской архитектуры. К выставке подготовлены альбом-каталог, издания из серий "Художник в Третьяковской галерее" и "Земной шар глазами художника", 2 тома из серии "Третьяковская галерея. ХХ век", книги для детей "Прогулки по усадьбам", посвященные периоду, когда Грабарь участвовал в работе попечительского совета музея и был директором Третьяковской галереи, а также аудиогид.
Куратор: Ольга Атрощенко
Дизайн экспозиции: Евгений Асс, Ольга Аистова
Купить билет
18 ноября 2022 — 12 марта 2023
Москва, Лаврушинский переулок, 12, Инженерный корпус