Меценат Михаил Карисалов передал в дар музею-заповеднику «Царское Село» десять редких предметов XVIII – XIX веков. Это картина Карла фон Штейбена, посвященная дочери Николая I и императрицы Александры Фёдоровны – «Прощание с великой княгиней Александрой Николаевной»; часы в стиле второго рококо (высотой более метра), зеркала, банкетки, стол и полушкаф. Эти произведения искусства украсят дворцовые интерьеры и будут представлены на тематических выставках.
Теперь в коллекции музея 222 предмета, подаренных или приобретенных на средства Михаила Карисалова.
– Такое осмысленное, целенаправленное, ответственное меценатство – поистине исключительный случай. Мы бесконечно благодарны Михаилу Карисалову за то, что на протяжении многих лет – он наш единомышленник, возвращает в музей предметы из исторического собрания и пополняет коллекцию вещами и произведениями, тематически связанными с царскосельской императорской резиденцией, – говорит директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.
– Картина «Прощание с великой княгиней Александрой Николаевной», подаренная музею, связана с Царским Селом. Здесь родилась и умерла дочь Николая I и Александры Фёдоровны, великая княжна и очень недолго – княгиня Александра Николаевна, которую в семье звали Адини. Полотно наполнено печалью и напоминает о ее трагической судьбе. Оно дополнит экспозицию Александровского дворца, в котором вместе с семьей жила и где скончалась Александра Николаевна в июле 1844 года, – отмечает заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт.
Карл фон Штейбен написал картину в 1844 году вскоре после преждевременной смерти великой княгини. На ней молодая девушка в красном сарафане стоит на коленях перед надгробием, накрытым парчовой мантией с горностаевой опушкой, на которой вышит вензель АН под императорской короной. На картине изображен интерьер Петропавловского собора, где проходила церемония прощания с Адини и где она похоронена. Некоторые исследователи видят в фигуре девушки аллегорию России, которая оплакивает императорскую дочь.
Благодаря Михаилу Карисалову коллекцию музея пополнил редкий экземпляр часов в стиле «второго рококо». Массивный фигурный корпус выполнен из гипсовой мастики с матовым и глянцевым золочением, украшен стилизованными растительными побегами, завитками и раковиной. Корпус венчает сидящий на облаке путти с факелом в поднятой руке. Эти часы станут первыми в музейном собрании, выполненными в такой редкой технике.
Среди переданных предметов – два зеркала в овальных резных золоченых рамах. Форма предметов и лаконичный декор в виде крученого шнура с кистями отсылают к проектам английских декораторов Уильяма Инка и Джона Мейхью. Переданные в дар музею зеркальные рамы можно отнести к редким образцам художественной мебели конца XVIII века, изготовленным в русских мастерских по английским прототипам.
Стол и полушкаф декорированы золоченой резьбой и фанерованы ценными породами древесины – амбоином и орехом, тонированным под красное дерево. Оба мебельных предмета пополнят музейную коллекцию художественной мебели как прекрасные образцы русской работы 1820– 1830-х годов.
Два табурета с деревянными золочеными ножками, имитирующими стволы бамбука, в стиле шинуазри Наполеона III, вероятно, изготовлены во Франции после 1860-х годов.
Небольшая банкетка выполнена в стилистике мебели французского краснодеревца второй половины XIX века Габриэля Виардо (1830–1904), который одним из первых создал мебель в «японско-китайском жанре». Банкетка и табуреты дополнят музейную коллекцию предметов шинуазри и восточного искусства.
Напомним, что благодаря Михаилу Карисалову музейное собрание пополнилось редчайшими предметами русского искусства, а на выделенные им средства музей смог приобрести несколько предметов на аукционах. В числе других предметов, в музей вернулись: картина Григория Чернецова «Молитва Александра I у гробницы Александра Невского накануне отъезда в Таганрог»; пейзаж со Скрипучей беседкой кисти Фердинанда-Виктора Перро, блюда фабрики Веджвуда с Императорской фермы; фарфоровая ваза из Китайской Голубой гостиной Большого Царскосельского дворца; столик-бобик конца ХVIII века, комплект из трех ваз Императорского фарфорового завода в китайском стиле из убранства Спальни Александровского дворца, мебельный гарнитур в неоготическом стиле. В начале 2022 года Михаил Карисалов передал в дар музею 75 предметов фарфора из Корбиевского и Рафаэлевского сервизов.
СПРАВКА
Карл фон Штейбен (1788 – 1856) — французский исторический живописец немецко-русского происхождения, представитель романтизма.
Был пажом при великой княгине Марии Павловне в Веймаре, при покровительстве которой отправился в Париж и поступил в ученики к знаменитому художнику Давиду, но вскоре перешел от него в мастерскую Робера Лефевра и затем работал под руководством Жерара. В 1831 году король Луи-Филипп пожаловал Штейбену баронское достоинство. В том же году художник получил звание профессора рисования в парижском Политехническом училище. В 1833 году Императорская Академия художеств присудила Штейбену звание почетного вольного члена. В 1843 году он был вызван в Санкт-Петербург для исполнения семи образов, заказанных для Исаакиевского собора. До 1854 году жил в Санкт-Петербурге, где писал заказные портреты. В 1854-м вернулся в Париж.
Великая княгиня Александра Николаевна (1825 – 1844) – третья дочь императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны. Родилась 24 июня 1825 года в Царском Селе.
По любви вышла замуж за гессенского принца Фридриха Вильгельма (1820–1884) 16 января 1844 года. Через несколько месяцев после свадьбы у Александры обнаружили туберкулез легких. Течение болезни осложнялось беременностью.
30 апреля великую княгиню перевезли в Царское Село в надежде на выздоровление.
В ночь с 28 на 29 июля начались преждевременные роды. Мальчик умер, прожив всего один час. В тот же день не стало и Адини. Александра Николаевна, великая княгиня, принцесса Гессен-Кассельская умерла 29 июля 1844 года в Царском Селе, не достигнув двадцатилетия.
Императорская семья и близкое окружение тяжело переживали кончину Адини. В комнате дворца, где умерла Александра, устроили молельню, в которой была установлена икона «Святая царица Александра», написанная Карлом Брюлловым. На ней художник запечатлел Адини в образе великомученицы.
К первой годовщине со дня смерти Александры Николаевны в Малой Шапели (ныне утраченной) был установлен бюст великой княгини работы Ивана Витали, а некоторое время спустя – мраморная статуя, исполненная тем же мастером. Сейчас эта статуя находится в павильоне «Шапель» в Александровском парке.
В память о великой княгине Александре Николаевне в Санкт-Петербурге была открыта Александринская женская больница (на Надеждинской улице) с церковью при ней и устроен образцовый приют с сиротским отделением для девочек.