При поддержке Фонда президентских грантов Кирилло-Белозерский музей-заповедник в Народном доме открыл выставку "Новые имена. Ольга Карпачева. Роман Захаров. Семён Ганичев".
"Более ста работ в разных техниках представили в историческом городке Вологодчины - Кириллове. Прославленные художники для многих кирилловчан и гостей города оказались "новыми". Знакомство с творчеством вологодских авторов для них случилось впервые и продолжится до 13 ноября. Именно до этой даты проект "Новые имена" будет работать в Народном доме", - сообщил генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов.
Художник и реставратор Ольга Карпачева творит с 1991 года. В её арсенале - тысячи картин, тем не менее, для некоторых они стали открытием.
"В выставочных залах Кирилло-Белозерского музея-заповедника представлены мои картины разных периодов, - заметила О.В. Карпачева. - Здесь картины с пленэров и творческих поездок. Вы видите Устье Кубенское, мою деревню Покровскую, Кириллов… Думается, не меньший интерес вызовут и работы из моего личного проекта "Окна-двери", который я веду всю жизнь - запечатлеваю эти архитектурные элементы, чтобы впоследствии их смогли увидеть наши потомки. Не так давно я рисовала старинную калитку в Тотьме… Ко мне подошёл хозяин дома и сказал, что здание идёт под снос, а на этом месте будет построен магазин. Получается, я последняя, кто может показать, как она выглядела, другим поколениям…"
В рамках этого проекта Ольга Карпачева смогла рассказать всему миру об архитектурных объектах Словакии, России, Италии, Индии и Туниса.
"Я люблю рассматривать все элементы как реставратор (я же художником-реставратором работаю в Вологодском музее-заповеднике). Для меня важно их сохранить. Очень люблю писать "портреты" домов. Для меня окна - это глаза, двери - душа… Всё живое, со своим характером и судьбой", - призналась художница.
Интересно, что в работах Ольги Карпачевой имеются объекты, которые она писала несколько раз, с разных ракурсов и в разное время года. В их число вошли и Святые врата ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря, а также - монастырские окна.
В Кириллове О.В. Карпачева не впервые. Ещё в 1993 году в группе реставраторов она производила укрепление настенной живописи первой каменной постройки монастыря - Успенского собора. А ее первой реставрационной работой стал портрет архимандрита из фондов Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
Крупнейший православный монастырь страны давно привлекает художников своей монументальностью и самобытностью. Запечатлеть его пытались тысячи авторов, но никто не делал это с использованием… кофе!
Российский художник и дизайнер, победитель международных конкурсов и автор коллекции одежд в технике батика Роман Захаров успешно справился с этой задачей.
Его авторская методика "Кофе на шёлке", в которой вместо анилиновых используется натуральный краситель - кофе, была оценена по достоинству - за её создание преподаватель Губернаторского колледжа народных промыслов, художник Роман Захаров был награжден Государственной премией Вологодской области по образованию.
"Выставка в Кириллове для Р.А. Захарова стала 60-й, - рассказала присутствующим заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея Юлия Лебедева. - Эти работы, завоевавшие победные места в международных конкурсах, видели в девяти областях центральной России, Италии и Люксембурге…
Среди традиционных техник росписи по ткани, таких как холодный, горячий и свободный батик, в 2009 году Романом была создана новая техника - "кофе на шелке". Вначале это были пробные, небольшие работы, тогда как сейчас - это одно из основных направлений в его творчестве. Среди работ представлены: архитектура, военная тематика и философские работы. Большая часть работ посвящена пейзажам и архитектурным сооружениям Русского Севера, а именно Вологодчины. Помимо панно, в технике батика разрабатываются и создаются предметы интерьера: ширмы, торшеры, шторы и т.д., коллекции одежды".
Интересно, что во времена экспериментов Роман пробовал работать с чаем и даже томатным соком, но остановился на благородном напитке - кофе.
"У него цветовая гамма очень тёплая, - рассказал автор. - Напоминает старые фотографии в сепии. Одну из моих первых работ в этой технике приняли за снимок. Люди думали, что это старая увеличенная фотография.
Сейчас в этой технике мною выполнено более 300 работ. Надо сказать, что любая работа с кофе - непредсказуема! Не знаешь итогового результата - оттенок кофе всегда разный. Важно всё - какой кофе, как приготовил, сколько времени он стоял… Сразу после приготовления он имеет шоколадный оттенок… Если постоял - серый или даже оливковый. Сложности возникают именно в архитектуре - сложно удержать каплю. На шелке она растекается до неимоверных размеров! Чтобы сделать темный слой, порой необходимо нанести до десяти повторений одного и того же элемента. Насыщение достигается наложением одно слоя на другой. Я работал и на хлопке, и на льне, но только шёлк меняет цвет в зависимости от направления света, делает переходы атласными и совершенными".
Кофе на шёлке может быть и растворимым, и в зернах. Правда, более насыщенные и даже красные тона, по признанию автора, даёт именно растворимый кофе.
У произведений в технике "Кофе на шёлке" есть одна неприятная особенность - растительные краски ничем не закреплены и могут быть смыты… обычной водой.
"Случалось и такое, - рассказал Роман Захаров. - Работа "Тотьма поздней осенью" была на международных выставках в Италии и Люксембурге, занимала призовые места и после одной из выставок, на нее попала вода. Что поделать - получился ещё один ореол… Облако… С таким работами нужно быть аккуратнее - при перевозке необходимо качественно упаковывать в слюду".
"В настоящее время работы Романа Захарова представлены на трёх выставках Вологодской области - в Кириллове, Вологде и Тарноге. Это произведения проекта "Вологда прифронтовая", серия работ с полевыми цветами, мебель и одежда в технике батика, картины с архитектурными объектами Вологодчины. Приятно осознавать, что произведения с изображением ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря увидят представители других районов нашего региона, - заметил генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника М.Н. Шаромазов.
"Символически" Кириллов показал художник и известный вологодский ювелир Семён Ганичев. "В моей мастерской одновременно производятся и ювелирные украшения, и картины. Я создаю целые серии работ", - уверил автор.
Художник-абстракционист признался, что сначала он творит, и только потом ищет смыслы в своих работах, тем самым познавая себя и свой внутренний мир. "Главное, что я передаю - атмосфера", - пояснил он посетителям выставки.
Семён Ганичев - личность многосторонняя, зрительской аудитории он пообещал вернуться на выставку в Кириллов вместе с ансамблем "Крапива-бит", с участниками которого на самодельных инструментах он представит оригинальную программу