В музее-заповеднике "Царицыно" 9 августа открывается выставка о жизни и творчестве московских художников - Владимира Петрова и Натальи Полторацкой. Omnia per manus - так подписывались в Средние века художники, которые работали без подмастерьев и помощи других мастеров. "Всё своими руками" - именно так сегодня работают Петров и Полторацкая.
Выставку-посвящение, на которой можно увидеть более 200 работ, собрала дочь художников - керамист и куратор Татьяна Пунанс. В экспозиции - крупные пространственные объекты, керамические пласты, графические листы, живопись и медали из бронзы и фарфора, в том числе из коллекции музея и частных собраний.
"Родители - главные учителя, - рассказывает Татьяна. - Они гораздо больше мне дали, чем все учебные заведения, в которых я училась, вместе взятые. Ежедневный пример, ежедневный разговор. Я постоянно видела рядом с собой упорно работающих людей - художников, чьё влияние распространялось далеко за пределы дома".
Петров и Полторацкая познакомились в конце 1960-х. Будучи оба выпускниками Строгановки, они оказались в одной творческой группе. До этого Наталья занималась графикой, а Владимир - керамикой. Совместная работа началась позднее, когда художникам стали поступать заказы на оформление общественных пространств. Придумывать, как украсить колонны в ЗАГСе, какой рельеф изобразить на стене в библиотеке, создать масштабное панно или большую скульптурную группу, подготовить эскизы, провести встречу с заказчиками, успеть съездить на фарфоровый завод - все это намного проще было делать вдвоем, чем в одиночку. Вместе художники оформили многие интерьеры общественных мест в Москве - например, библиотеку ВАСХНИЛ, гостиницу "Измайлово" и Институт стоматологии.
По задумке куратора, у выставки несколько акцентов. Но главный состоит в том, что Владимир Петров и Наталья Полторацкая - это творческая пара. Обычно женщина жертвует собой, своим талантом и профессией, если понимает, что рядом с ней значительная величина и большой художник. "Но у родителей все было иначе, - говорит Татьяна Пунанс. - Понятно, что мама, как художник, несравнимо меньше работала, потому что много внимания уделяла семье и дому. Но с папой у них всегда были партнёрские отношения, и в совместной работе её голос играл важную роль".
У каждого - свой набор любимых тем. Например, у Петрова одна из таких тем - это преодоление. И на выставке, к примеру, можно увидеть серию под названием "Загнанный волк", которая отчасти посвящена 1990-м годам, когда положение художников-прикладников осложнилось на фоне закрытия творческих комбинатов и заводов, и одновременно одной конкретной собаке, доберману-пинчеру по кличке Кутя, прожившей в семье художников более десяти лет. У Натальи Полторацкой - это керамические пласты, особый жанр в искусстве, в котором работали очень немногие советские керамисты. На выставке будет более 30 пластов Полторацкой, и их, как считает куратор, нужно как будто "листать", просматривая один за другим.
На выставке есть "тёмная комната", в которой находится пространственная инсталляция, собранная из работ обоих авторов. В зале звучит стихотворение Бориса Пастернака "Ночь": "Не спи, не спи, художник, / Не предавайся сну. / Ты - вечности заложник / У времени в плену". Речь в нем - о внутренней пружине, которая есть внутри любого творческого человека и которая не дает ему предаваться унынию, заставляя постоянно искать новые горизонты. "Я считаю, крайне важно познакомить современников с поколением художников, которые уже стали классиками, - говорит куратор выставки Татьяна Пунанс. - Показать, что это не какие-то ходячие учебники, а весьма очаровательные люди, прекрасные преподаватели, художники, одинаково хорошо ладящие с глиной, карандашом и масляными красками. Это пример того, как интересно можно прожить жизнь".
Выставка открыта в Большом дворце с 9 августа по 6 ноября 2022 года.
Куратор - Татьяна Пунанс
Дизайнер - Юлия Наполова