Государственный музей истории религии открыл выставку, в которой впервые за 90-лет своей истории обратился к теме поствизантийской культуры и представил зрителю греческие иконы и гравюры из собственного собрания.
«Целью нашей выставки является выявить перекличку образцов в поствизантийской иконописи, поскольку верность священному Преданию, следование канону и подражание древнему образцу составляла основу существования поствизантийской живописи XVI – XIX веков», - рассказывает один из авторов выставки, составитель масштабного двухтомного издания «Писал сей святый образ», хранитель фонда «Православие. Изобразительное искусство» Ольга Александровна Коробко.
В экспозицию вошло около 50 икон. Основу выставки составляют критские памятники XVII века, ряд которых дополнен русскими иконами, воспроизводящими иконографические типы, разработанные выдающимися мастерами Критской школы. Отдельный раздел выставки образован иконами Афона и Северной Греции XVII – XIX веков. Третий раздел представляет памятники так называемого «греческого мира»: Сербии, Болгарии, Ближнего Востока и России. Экспозицию икон дополняют гравюры, исполненные по заказам афонских монастырей в Вене и Венеции, или отпечатанные на самой Святой Горе (основная часть коллекции греческой гравюры демонстрируется в мультимедийном формате).
Разнообразные лицевые иконописные подлинники (собрания образцов) XVI – XIX веков хранили византийские изводы, их варианты критских художников и западноевропейские гравюры. Если иконописцы Критской школы особенно ценились своим умением писать как в византийской, так и в западной манере, то мастера, тяготевшие к художественному центру Северной Греции – Фессалоникам, Афону – в целом стояли на консервативных позициях. Через произведения критских мастеров западные иконографические мотивы проникали и в Северную Грецию, а со временем в качестве изобразительных источников стали использовать и сами западные гравюры.
Поддержанию традиции способствовало и создание многочисленных списков с чтимых икон для раздачи паломникам и посольствам, направлявшихся «за милостыней» к правителям православных стран. Обратно посольства привозили не только денежные средства, но и церковную утварь, иконы, гравюры. Греческие иконописцы в своих странствиях, работая на Ближнем Востоке, Балканах, в Италии знакомились с местночтимыми образами и новыми для себя иконографическими программами. Происходил постоянный обмен образцами. Сам Афон – эта «монашеская республика», состоящая из монастырских общин греков, грузин, сербов, русских, болгар, валахов, представлял собой место пересечения византийских и национальных традиций.
Все это многообразие выбора образца и пересечение традиций в поствизантийской иконописи и гравюре XVIII – XIX веков представлено на выставке. Большинство икон экспонируется впервые.