Переход хода
Выставка поздне/пост советского искусства (80-е и 90-е годы ХХ века) из коллекции Музейного центра «Площадь Мира».
15 апреля 2022 - 19 июня 2022
Белые залы
Поводом для создания выставки стал дар 30 большеформатных произведений искусства из хранилища Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Работы девятнадцати авторов бывших союзных республик СССР созданы с 1977 по 1990 годы и переданы в фонды музея по приказу Министерства культуры РФ в конце 2021 года.
Арт-директор Музейного центра «Площадь Мира» Сергей Ковалевский: «Привлекал исторический аргумент, этот материал позволяет составить впечатление об искусстве конца советской эпохи – того времени, когда был построен красноярский филиал музея Ленина (нынешний музей современного искусства).С другой стороны, что-то было в некоторых картинах – в живописной фактуре, композиции, мотиве. Некая острота мысли. Свежесть ощущения… Так и сложился наш отбор экспрессивных, полу-абстрактных, пред-поп-артовских произведений художников из Азербайджана, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдавии, России, Украины, Узбекистана и Таджикистана».
Отметим, это не первый дар РОСИЗО музею – после выставки «Новые территории искусства» в 1993 году музею передали 20 произведений, которые стали ядром коллекции современного искусства.
Выставка объединяет искусство уходящей эпохи с опытами выходящих из подполья «отверженных», соединяя модернистскую и концептуалисткие парадигмы искусства в общем музейном пространстве. При этом граница между художниками и направлениями достаточно условна и проходима – поскольку избранные «восьмидесятники» не чужды поискам свежей формы и экзистенциального накала, а «девяностники» еще пропитаны ностальгией и лиричностью. В центре внимания: переход пост-советского искусства в целом, в направлении индивидуации.
Материал выставки посвящен мистерии перехода, трансляции таинственных флюидов из приватно-бытовых глубин и метафизических далей. Выставка наполнена индивидуальными попытками переходов между мирами, которые по определению современных социологов и являются реальными (в отличие от самих миров). Линия приватной фантасмагории продолжается линией сумеречного ухода, а полумистические «шествия под вечер» – «движениями земли».
Отчетливая дуальность и внутренняя пограничность задается стеной в центре Белых залов, которая одновременно и разлом и шов, задающая динамическую границу «пространства перехода» между временем, местом, смыслов, посланиями проекта.
Куратор – Сергей Ковалевский
Вход по билетам в музей (250 рублей, льготный 150) или абонементам, купить можно по ссылке, можно по Пушкинской карте
16+