17 февраля в Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова открывается выставка Ольги Гречиной "От гиперреализма до сюрреализма".
Ольга Гречина работает в разных техниках и жанрах (традиционных и современных), сочетая различные стилистические направления (сюрреализм, абстракционизм, гиперреализм, метафизическую живопись и поп-арт) и темы (пейзажи, натюрморты, портреты). Такой симбиоз рождает неповторимый и запоминающийся почерк мастера.
Художница передает все образы предельно натурально. Её гиперреалистические произведения, точно и бесстрастно имитирующие реальность, имеют несколько экспериментальный характер, а целью мастера является сверхпохожесть и сверхреальность. Для достижения этого Ольга Гречина использует авторскую раскадровку, крупный план, детализацию, оптические эффекты, «живописный монтаж».
Техника указывается художником далеко не везде, но даже там, где подпись гласит: «холст, масло», традиционные холст-масло представлять бесполезно. Её картины по своим живописным приёмам строятся на противопоставлении гладкой и фактурной поверхностей.
Ольга активно пользуется приёмами коллажа, смешивает несочетаемые техники, разные виды красок, вплавляет в красочную ткань и наклеивает поверх зачастую недолговечные материалы, применяет оттиск.
Фотореалистичные элементы изображения скрываются под кричащим декором и контрастируют с ним, сама декоративность, как обобщающее, стилизующее начало, соседствует с яркой экспрессией, делая работы Гречиной одновременно броскими и заставляющими задуматься над их философским посылом.
Цвет, часто форсированный, работает как самостоятельная музыкальная составляющая полотен. Динамика потёков краски, пятен, элементов коллажа выразительно абстрактна. Стёрта грань между живописью и графикой.
Микропространство работ нередко очень интересно, однако желание разглядывать детали фактуры возникает далеко не сразу – настолько затягивает в себя переживание, выражаемое автором.
Цельное, рождённое из многообразия, проявляется и в тематике работ.
Внимательный зритель найдёт в холстах Ольги Гречиной множество отсылок к старым советским плакатам, постерам 90-х, интерьерным модульным изображениям в стиле поп-арт; встретит яркие и стремительно схваченные гиперреалистичные репортажные наблюдения – «фотографии»; увидит острые социальные и бытовые зарисовки; проникнет в глубокую лирику наблюдений над изменчивой красотой бытия.
Общими качествами живописи Гречиной являются энергия эксперимента, сила, смелая экспрессивность (то сдерживаемая, то бьющая через край рамы) и ощущение присутствия автора, который делится с нами не просто картинами, но картиной своего мира.
На выставке представлено более 70 работ художницы, выполненных в разных техниках и жанрах преимущественно в 1990–2010-х годах: «Купальщица с крыльями» (1999), «Ласточкины гнезда» (2007), «После шторма» (2009), «Красные бутылки» (2010) и другие.
Куратор выставочного проекта – Пётр Баранов, искусствовед, член Правления Московского Союза художников.
***
Ольга Николаевна Гречина родилась в городе Ковров Владимирской области в 1947 году. Окончила МГАХИ имени В.И. Сурикова. После окончания института работала в различных техниках (графика, офорт, гравюра, литография), но известность приобрела как мастер станковой графики.
Работы Гречиной находятся в Государственной Третьяковской галерее, Мемориальных музеях космонавтики в Москве и Калининграде, Художественном музее Нюрнберга и Музее современного искусства Людвига в Кёльне (ФРГ), Alpha Cubic Gallery и Christal Art (Япония), Zigzag Corporation (США), Музее современного искусства Антверпена (Бельгия), а также в частных коллекциях в России, США, Англии, Франции, Турции, Польше, Германии, США и Японии.
Выставка открыта с 17 февраля по 20 марта 2022 г. по адресу: Красноярск, пр. Мира, 12