Музей Архитектуры, Фонд восстановления храма св. Николая в селе Николо-Гостунь, Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль", Муромский историко-художественный музей, Российский государственный архив древних актов, Российский государственный военно-исторический архив и Константин Звездочетов представляют выставку "Два Николо-Гостунских собора. Московский Кремль и Белевский уезд".
Об этих двух соборах мало кто знает. Один из них когда-то стоял в Кремле, но давно уже разрушен. Другой стоит до сих пор, но в малонаселенном месте в верховьях Оки, в Белевском уезде. При всей несхожести географии и судьбы между этими соборами есть удивительная связь. Дело не только в том, что оба храма были посвящены одной и той же редкой иконе - Николая Гостунского. Связь значительно интереснее. Об иконе Николая Гостунского известно крайне мало. Главная, чудотворная, до нашего времени не дошла и существует только несколько ее поздних списков. О происхождении чудотворного образа, некогда очень почитаемого, существует несколько преданий. Согласно одному из них, первая икона Николая Гостунского была обретена на берегах притока Оки речки Гостунки, и поэтому за счет государевой казны там был построен собор, который был освящен в честь этой иконы. Есть и другая версия связывающая происхождение образа с именами Великого князя Литовского Александра и его жены Елены, дочери Ивана III. Якобы икона была принесена из Гостынского замка в Литве в 1506 году, и поэтому в том же году в Кремле царь Василий III специально для нее построил церковь. Известно доподлинно, что все последующие цари чрезвычайно почитали этот образ и обе церкви пользовались особыми милостями царственных особ. Молитвенниками и обетниками чудотворной иконы были и Иван Васильевич, и первые Романовы - Михаил Федорович и Алексей Михайлович. При Иване Грозном Белевский собор получил свой напрестольный крест. В период становления централизованного Московского государства в ряду русских святынь икона Николая Гостунского бесспорно имела очень важный статус. Примечательно также и то, что знаменитый Иван Федоров, в 1564 году напечатавший первую русскую книгу, был дьяконом Николо-Гостунского собора. Хотя известно, что Петр I молился перед своими военными походами, после его реформ для кремлевского собора Николая Гостунского как и для многих других традиционных святынь в Москве настали тяжелые времена. Запустение, пожар и угроза сноса. Во время наполеоновского нашествия храм был разорен и осквернен. Наконец, в 1817 г. Александр I повелел собор разобрать за ветхостью (освободился чудный плац для военных парадов), а престол Николая Гостунского перенести в соседнюю колокольню Иван Великий. Белевский собор не переживал подобных катаклизмов, но также пришел в полнейший упадок, превратившись в заурядную сельскую церковь. Советская власть с 1930 г. приспособила здание под клуб с танцевальным залом. Потом здесь был цех, где квасили капусту. В наши дни забытый и заброшенный собор тихо и безропотно превращался в руину. По благословению владыки Тульской епархии Кирилла и старца Оптиной пустыни Илии за спасение и восстановление Николо-Гостунского собора Белевского района Тульской области взялись энтузиасты, объединившиеся для этой цели под эгидой специального Фонда. Зачинщиками всего дела стали Роман Суслов, лидер известной музыкальной группы "Вежливый Отказ", и искусствовед Анна Арциховская-Кузнецова.
С 6-го мая сего года до 22-го мая (со дня Светлой Пасхи до дня св. Николая Чудотворца) в здании Аптекарского Приказа царя Алексея Михайловича (ныне зал Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева) устроена выставка "Два Николо-Гостунских собора. Московский Кремль и Белевский уезд". Целью выставки является привлечение внимания широкой общественности к проблеме восстановления приходских церквей в русской провинции и, в частности, к усилиям по воссозданию славного собора на берегу притока Оки в Белевском районе Тульской области. На выставке впервые соединились в одной экспозиции предметы церковной утвари из обоих соборов Николая Гостунского (предоставлены Государственным историко-культурным музеем-заповедником "Московский Кремль"). Важным событием является первая демонстрация напрестольного креста 1562 г. с именем царя Ивана Васильевича. Этот крест из белевского храма с 1918 г. считался погибшим. Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль" и Муромский историко-художественный музей прислали на выставку две редкие иконы Николая Гостунского. Музей Архитектуры предоставил из своих фондов все то, что поможет восстановить храм - планы, чертежи и фотографии. Константин Звездочетов сделал экспозицию.
Куратор выставки Анна Арциховская-Кузнецова.
В четверг 16 мая приглашаем Вас посетить АРХ МОСКВУ 2002 (где Кирил Асс представляет Музей Архитектуры в своем СЕРОМ ПРОЕКТЕ), а затем к 19.00 придти в Музей Архитектуры. Группа "Вежливый отказ" и сам Роман Суслов будут играть свою удивительную музыку на вечеринке (с вином) в честь выставки "2 НИКОЛЫ 2" - так художник Константин Звездочетов переназвал академическую выставку музея. Он вовлек в нее своих друзей-художников (и среди них знаменитых Сигутина и Кошлякова), которые рядом с редчайшими экспонатами 16-го века и первопечатным "Апостолом" Ивана Федорова начудили так, что мало не покажется. В Аптекарском Приказе царя Алексея Михайловича и во дворе рядом с ним! Приходите обязательно!