26 ноября Пушкинский Заповедник представляет выставку бисера из собственного собрания "Узор невиданной красы" в Музее А.С. Пушкина в Торжке
Коллекция русского бисера в собрании Пушкинского Заповедника насчитывает порядка семидесяти уникальных предметов. Многообразные произведения данного вида декоративно-прикладного искусства напоминают не только о модном занятии, но и служат своеобразной иллюстрацией времени, рассказывая о женском мире, отраженном в атмосфере дворянской усадьбы, когда прогулки, чтение, письмо и домашнее рукоделие были чуть ли не главным содержанием усадебной жизни в России.
Бисер (от араб. - стеклярус) - мелкие, разной формы бусинки из прозрачного или цветного стекла со сквозным отверстием для продевания нитки. (Терминологический словарь одежды). Первоначально его изготавливали вручную, и стоил он достаточно дорого. Такие покупки могли позволить себе только очень состоятельные люди, а количество бисера на одежде даже служило показателем статуса.
Бисер занял особое место в русской культуре второй половины XVIII-XIX веков. Им украшали дамские наряды, рясы священнослужителей, национальные костюмы, головные уборы, мебель, иконы и настенные панно и т.д.
Считается, что первые древние украшения из бисера появились более 4000 лет назад в Фивах. Согласно старинной легенде, египетские моряки, когда разводили костёр, обложили его содой. Утром на углях обнаружили гладкий, довольно твердый и прозрачный камень. Так появилось стекло, а чуть позже - и бисер.
В Средние века центром производства бисера стала Венеция. Со временем у города появились конкуренты со своими технологиями - чешская Богемия, Германия, Англия и Франция.
В России производство бисера связывают с деятельностью великого русского учёного М. В. Ломоносова, который первым стал изучать цветное стекло и заложил научную основу в его производство. Сначала - в открытой им в 1748 году лаборатории, а с 1753 года - на фабрике в Усть-Рудице, в Копорском уезде Санкт-Петербургской губернии. Но, после смерти ученого, лишь часть из его разработок нашла применение на других стекольных производствах.
Мода на бисерные изделия пришла в Россию к концу ХVIII века. Расцвет данного рукоделия, как самостоятельного вида прикладного искусства, пришёлся на 30-е годы ХIХ века, когда бисер ещё в огромных количествах ввозился из Европы. Изготовлением изделий из него первоначально занимались представительницы привилегированных сословий. Со временем технический прогресс удешевил процесс производства, и этот вид рукоделия стал доступен другим слоям общества. Очень много вышивали и в монастырях.
Техники изготовления бисерных изделий были разными. Вышивка использовалась в основном для изготовления плоских предметов - настенных панно, плоских сумочек, кошельков, вставок в бювары, портмоне, записных книжек и т.д. Для создания объемного или круглого изделия использовали крючок, реже - спицы. Низание применяли для оплетки шкатулок, сундучков, чернильниц, стаканов, бутылей и других объемных предметов. Реже всего использовалось бисерное ткачество. Этот метод был довольно трудоемким и требовал наличия ткацкого стана. Применялся он, главным образом, для изготовления картин.
Сюжеты и орнаменты бисерных изделий были чрезвычайно разнообразными. Чаще всего рисунки рукодельницы выбирали по схемам, печатавшимся в специализированных изданиях или руководствах по созданию предметов из бисера. Выбранный рисунок обычно нёс определённую смысловую нагрузку. Например, сова олицетворяла мудрость; собака - верность и преданность; рог изобилия - процветание и удачу; змея, кусающая себя за хвост - вечность; голубь - посланца любви; бог торговли Меркурий - коммерцию. Большой популярностью пользовался "селам" или язык цветов, модный в первой трети ХIХ века.
Пасторальные сцены, военная символика, восточные мотивы, картинки из народной жизни, библейские сюжеты, жанровые сценки, сцены охоты часто использовались для создания настенных панно и картин. В экспозиции - вышитое панно в форме подноса с изображением цветов и птицы на ветке (2-я треть ХIХ века), и картина "Играющие в войну дети" (1860-1870-е годы).
Сумочки - непременный дамский аксессуар для выхода. В самом конце ХVIII века из Европы в Россию пришла мода на дамские сумочки, расшитые бисером. Вначале они были овальными или прямоугольными, а сверху стягивались шнурком. В первой трети ХIХ века у них появляются металлические замки. На выставке - две дамские сумочки того времени.
Кошельки и монетницы с бисерным декором также были чрезвычайно востребованы. Кошельки были прямоугольной формы и закрывались на металлический замок. Монетницы напоминали мешочки с прорезью посередине для опускания монет. Прорезь закрывалась двумя металлическими колечками. Также были распространены монетницы в виде кувшинчиков. Кошельки могли принадлежать как женщине, так и мужчине, монетницами обычно пользовались дамы, а бумажники - чисто мужской аксессуар. В то время они застегивались стержнем, вставлявшимся в металлические петли. На выставке представлены различные виды кошельков и бумажник того времени.
В первой половине ХIХ века были популярны курительные трубки с расшитыми бисером чубуками и мундштуками. Они присутствовали почти в каждом мужском кабинете того времени. Чехол для чубука первой половины XIX века так же можно увидеть на выставке.
Предметы, украшенные бисером, присутствовали и на письменном столе. Это чернильницы в бисерных чехлах, перочистки, бювары с вышивкой бисером, книжные закладки и т.д. Чернильница первой трети ХIХ века и перочистка середины ХIХ века стали украшением выставки.
Модный аксессуар дворянского быта ХIХ века - вышитая бисером сонетка - создана в 20-30-е годы XIX века. Сонетки крепились к комнатному звонку для вызова прислуги.
Бисерные изделия можно было увидеть и на обеденных столах. Для стаканов создавались бисерные чехлы, украшались бисером ручки ложек, вилок и ножей. В экспозиции - изящный подстаканник 1830-х годов.
Украшали бисером и одежду. Пример тому - шапочка-скуфейка, представленная на выставке. Такие шапочки были частью мужского домашнего гардероба. Упоминает скуфейку в своём творчестве и А.С. Пушкин. Она присутствует в домашнем наряде Чарского, одного из главных героев повести "Египетские ночи". Дома, в своём кабинете, он одет "…в хохлатой парчовой скуфейке, в золотистом китайском халате, опоясанном турецкой шалью…" Упоминается скуфейка и в его повестях "Кирджали" и "Станционный смотритель".
Бисерные работы из собрания музея на выставке сопровождают и дополняют изображения интерьеров усадебных домов Михайловского, Тригорского и Петровского, выполненные современными художниками Д.М. Мясниковым, Д.С. Антоновой, К.В. Коробейниковой, Е. Шашкиной и др.
26 ноября 2021 года - 18 февраля 2022 года
Музей А.С. Пушкина в Торжке, филиал Тверского государственного объединённого музея (Тверская область, г. Торжок, ул. Дзержинского, д. 71)