Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку "Сергей Прокофьев - Святослав Рихтер. Короткие встречи"
Даты проведения: 19 ноября 2021 - 6 марта 2022
Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера, Москва, ул. Большая Бронная, д. 2/6, кв. 58
ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку, приуроченную к 130-летию со дня рождения Сергея Прокофьева. Проект рассказывает о встречах Святослава Рихтера с композитором, а также с его творчеством. На выставке представлены произведения изобразительного искусства и архивные материалы из собраний Государственной Третьяковской галереи, музеев Большого, Мариинского и Михайловского театров, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Российского национального музея музыки, Российского государственного архива литературы и искусства, Красногорского архива кинофотодокументов, а также из фондов ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Сергей Прокофьев - один из классиков советской музыки, вернувшийся на родину в середине 1930-х годов, но так и не ставший "своим". Святослав Рихтер оказался в числе первых и лучших интерпретаторов прокофьевского гения, открыв в его музыке "новую красоту", полярность образов и стихию неукротимого движения. В свою очередь, сочинения Прокофьева помогли молодому музыканту, воспитанному на немецкой и русской классике, почувствовать вкус к современной музыке, освоить непростой язык XX века.
Выставка состоит из нескольких разделов, посвященных ключевым событиям в биографиях музыкантов, когда их пути пересекались, начиная с первого турне Прокофьева по России в 1927 году и заканчивая последними московскими концертами 1950-х. Открывают экспозицию материалы, посвященные премьерам оперы Прокофьева "Любовь к трем апельсинам" (1926-1927), гастролям композитора, а также детству Рихтера, прошедшему в Одессе, когда он впервые увидел молодого Прокофьева, словно сошедшего с футуристической "обложки "Трех апельсинов", - не то фокусник, не то персонаж из Гофмана".
Следующая веха - время учебы Рихтера в Московской консерватории в классе Генриха Нейгауза, встречи с Прокофьевым в доме на улице Чкалова, а главное, первые публичные выступления с фортепианной сонатой № 6 (ор. 82) и фортепианным концертом № 5 (ор. 55) под управлением автора (1937-1940). С этими знаменательными для Рихтера событиями совпадают легендарные постановки балета Прокофьева "Ромео и Джульетта" в Ленинграде и оперы "Семён Котко" в Москве. Рихтер вспоминал: "В тот вечер, когда я впервые услышал "Семёна Котко", я понял, что Прокофьев - великий композитор". На выставке можно увидеть эскизы Петра Вильямса к первой постановке балета "Ромео и Джульетта" (ГАТОБ им. С.М. Кирова, январь 1940) и эскизы Александра Тышлера к премьере оперы "Семён Котко" (Музыкальный театр им. К.С. Станиславского, июнь 1940).
Центральный раздел выставки посвящен военному времени, когда гений Прокофьева достиг "олимпийских высот". Именно в это время была написана триада фортепианных сонат, шедевры камерно-инструментальной музыки, Пятая симфония, балет "Золушка", создан совместно с Сергеем Эйзенштейном фильм "Иван Грозный" и, наконец, монументальное полотно - опера "Война и мир". Рихтер был не только свидетелем триумфов композитора, но и их непосредственным участником. В годы военного лихолетья росла слава пианиста, победившего в 1945 году на Всесоюзном конкурсе молодых исполнителей. На выставке показаны редкие архивные фотографии и рукописи, впервые можно увидеть эскизы Владимира Дмитриева и Теодоры Шорр к ленинградской премьере оперы "Война и мир" (МАЛЕГОТ, 1946), а также эскизы декораций Бориса Эрдмана к балету "Золушка" (ГАТОБ им. С.М. Кирова, 1946). Отдельную витрину занимают гениальные рисунки Сергея Эйзенштейна к фильму "Иван Грозный".
С 1946 года для Прокофьева "началось последнее действие его жизни... Может быть, самое высокое... но последнее". Этот светлый и одновременно печальный финал связан с пребыванием Прокофьева на даче на Николиной Горе, куда Рихтер приезжал к нему один и с Мстиславом Ростроповичем, где получил в подарок от композитора рукопись Девятой сонаты, впервые отмечал с автором его день рождения в компании верных друзей. Годы близкого общения были омрачены развернувшейся компанией по борьбе с формализмом и тяжелой болезнью Прокофьева, который в апреле 1952 года в последний раз слушал Рихтера, исполнявшего его сочинения в Московской консерватории. Композитор успел благословить любимого пианиста, поручив ему дирижировать премьерой Концертино для виолончели с оркестром, в котором солировал Мстислав Ростропович (Москва,18 февраля 1952). О смерти Прокофьева Рихтер узнал на гастролях в Тбилиси.
На выставке представлены карандашный автограф Девятой сонаты для фортепиано, мемориальные вещи, письма и телеграммы, редкие пластинки и нотные издания, портреты Рихтера и Прокофьева, выполненные в разные годы Глебом Дерюжинским, Робертом Фальком, Анной Трояновской, Зинаидой Серебряковой, Петром Кончаловским, а также дружеские шаржи Кукрыниксов.
Специально к открытию подготовлены три мультимедийных фильма, основанные на редких архивных материалах; они дополняют содержание выставки и воссоздают атмосферу 1920-1950-х годов.
Куратор: Юлия Де-Клерк, заведующая отделом музыкальной культуры ГМИИ им. А.С. Пушкина