Российская академия художеств представляет выставку произведений народного художника России и академика РАХ Бориса Асафовича Мессерера. Мастер большой формы, сценограф и автор инсталляций, не мог не создать свою петербургскую мифологию, которая не нуждается в присутствии человека, но сохраняет его страстную и стойкую душу. Пейзажи, созданные московским автором, отличаются изобразительной плотностью, цветовой насыщенностью и крепким рисунком. В экспозиции будет представлено около пятидесяти графических и живописных работ, выполненных автором в период с середины XX века по настоящее время.
Впервые ленинградские пейзажи появились в акварелях Мессерера 1955 года, живых, непосредственных, закапанных дождем, и уже тогда помогли молодому художнику выделить наиболее близкие ему мотивы, уловить собственную интонацию, не позволявшую повторять многочисленные известные произведения. Как в поэзии, так и в живописи и графике петербургская тема остается неисчерпаемой и позволяет раскрыться авторам с различным темпераментам и разной «теплотой» крови. Мессерер в своем творчестве, как правило, отличается корректностью, отточеностью пластического высказывания, поэтому его листы подобны чеканным рифмам, которые вспоминаются во время прогулок по гранитным плитам любимых набережных.
Главная героиня художника – река Мойка. Ее набережные, мосты и здания олицетворяют Петербург, его особый ритм, его смены настроения, его неожиданные ракурсы. Серия, посвященная району Мойки, складывалась не одно десятилетие, многие листы родились из беглых зарисовок пером и фломастером, сделанных во время частых приездов в Ленинград. Так сложилось, что в полном объеме художник ее не показывал, выбирая для выставок лишь некоторые работы. Но, собранные вместе, они производят впечатление цельности и продуманности и дают возможность иначе взглянуть на самые знаменитые кварталы города.
Часть Мойки от Мало-Конюшенного моста через Большой Конюшенный до Певческого моста можно пройти за четверть часа. Но какие поразительные архитектурные, живописные, историко-литературные открытия делает здесь внимательный наблюдатель. Ритмические ударения, соответствующие поворотам неширокой реки, уже два столетия с успехом используются градостроителями. Тем же ритмам подчинены композиции Мессерера, умеющего безупречно выстраивать панорамные перспективы.
Представленные на выставке произведения исполнены в разных техниках, однако являются повторением одних и тех же сюжетов. Что не должно вызывать недоумения, потому что они позволяют увидеть знакомые места и другими глазами, и в разнообразии душевного состояния. Пустынные, очищенные от суеты, лишенные пешеходов и автомобилей, изогнутые набережные, дома, мосты замерли в предрассветном полусне, и в этот момент они принадлежат только прошедшему времени. Это чудесное состояние отрешенности, вечности бытия, в которое на краткий момент погружен город, помогает снова и снова восхищаться его бесконечно странной, «умышленной» и неповторимой красотой.
Рисунки прессованным углем, в отличие от работ, выполненных маслом на холсте, обладают собственной энергетикой, присущей тому авторскому усилию, которое рождает линию на бумаге. Чередование короткого быстрого штриха и тонированных плоскостей воды и на бережных первого плана позволяет Мессереру подчеркнуть необходимый контраст между стоящими на месте зданиями и движением вдоль их линии. Особенно живописными в черно-белом варианте вы глядят просветы белого листа, которые акцентируют меняющееся свето-теневое освещение и усиливают общее состояние драматического напряжения. Замечательно точно решены художником переходы к дальним и ближним планам, взгляд с одного берега на другой, разбег набережной, будто спустившейся с моста («Мойка. Вид с Большого Конюшенного моста», «Вид на Мойку со стороны Певческого моста»).
Живописные произведения позволяют добавить новую интонацию в изобразительное повествование о Мойке. Цвето-пластическое решение опирается не на скрытый драматизм, который ощутим в угольных рисунках, но на иное представление о городе – пышном, блистательном Санкт-Петербурге. Не случайно район Мойки соседствует с Дворцовой площадью, Миллионной улицей и Большой Невой. Одни и те же пейзажные панорамы в живописи предстают как величественные и торжественные, поддержанные цветом воды тусклого золота, мрачно сияющей в просветах набережных («Вид на дом Аракчеева», «Вид с Певческого моста», «Большой Конюшенный мост»).
Выставка произведений, посвященная Ленинграду-Петербургу, вновь открывает неожиданные ракурсы восприятия одного из величайших городов мира, рождает новые чувства и размышления, связанные с ним.
Материал подготовлен на основе статьи искусствоведа Натальи Козыревой.
Выставка открыта для посещения: 13 октября – 7 ноября 2021 года
Место проведения: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)