24 сентября в рамках XXII Российско-Финляндского культурного форума состоялось пленарное заседание "Культурный код - ключ к пониманию и сохранению культуры городов". Эксперты обсудили вопросы взаимопроникновения культуры и городской среды, обменялись профессиональным и творческим опытом в области музейного развития.
В ходе дискуссии участники подчеркнули особую актуальность темы: культурный код города сегодня соединяет множество практик - историческую, экономическую и социальную. Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева отметила высокий социальный эффект выхода музея в городское пространство: "Если посмотреть чуть шире просветительской миссии и вклада в развитие культуры, окажется, что музей - это центр стабильности. Он формирует культурный код региона, помогает транслировать общечеловеческие ценности и позволяет ответить на вопрос "кто мы" на локальном уровне. Музейная программа Фонда Потанина называется "Музей без границ" - это значит, что музей выходит в город и меняет его экономически, социально и культурно".
Директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко рассказала о глобальном выходе искусства за пределы музейных стен, отметив, что паблик-арт появился в России задолго до 21 века, но в постсоветской России городское искусство развивалось значительно медленнее, чем в европейских странах. "Сейчас мы это восполняем: перенимая общеевропейский тренд, активно работаем с городскими пространствами и формируем прямой контакт с аудиторией, - отмечает Оксана Бондаренко. - Музей транспорта - это музей "в движении", который совершенно органично вписывается в общественное пространство. Транспорт становится третьей городской средой, и она должна быть наполнена впечатлениями и информацией".
Руководитель проекта A&DO Леена Свинхувуд рассказала о том, что музеи Финляндии планируют активно интегрироваться в общественные пространства: "Сейчас мы занимаемся планированием создания музея дизайна в Хельсинки и думаем над тем, как делать это в контексте развития города. При этом нужно понять, какое место в этом развитии займут горожане. Мы должны "открыть глаза", принять и увидеть дизайн, осознать его суть и понять, как он отражается на нашей повседневности".
Генеральный директор Национальной галереи Финляндии Киммо Левя продолжил тему выхода музейной работы в городскую среду. Эксперт отметил, что сегодня музеи становятся важнейшей частью развития урбанистики. Музей перестал быть неким островком культурной деятельности, превратившись в самостоятельную и активную часть общественной жизни. В будущем, по словам Киммо Левя, музеи займут центральное место в жизни городов и будут вести диалог на равных с остальными ее участниками.
Спикеры не только делились своими мыслями по поводу влияния культуры на городское пространство, но и привели конкретные примеры взаимодействия культуры и общества, рассказав, как этот опыт меняет привычную жизнь людей.
Оксана Орачева отметила важность общественных инициатив: "Движущая сила - это всегда люди, которым не все равно, где они живут. Сегодня общество разделяет музейные ценности, а музей четко осознает себя частью общества. Например, частные музеи - исключительно общественная инициатива. Мы видим, как такая инициатива превратила Коломну в центр подмосковного туризма. И таких примеров в России очень много".
Оксана Бондаренко напомнила о проекте музейного содружества "Интенсив 20. С искусством по пути", созданном с целью популяризации коллекции искусства 20 века в Третьяковской галерее на Крымском валу. В рамках проекта пассажиры московского метро могли познакомиться с репродукциями значимых картин - это стало ярким примером соприкосновения искусства с транспортной средой. Эффект, которого удалось добиться организаторам, помог увеличить число посетителей музея.
Леена Свинхувуд рассказала о финляндском мультимедийном проекте - Центре обучения архитектуре и дизайну. Его создателям удалось показать, насколько сильно дизайн и архитектура воздействуют на общество. Проект состоит из мобильной выставки дизайна и архитектуры в городе Лахте, онлайн-платформы и постоянного центра, созданного, чтобы жители города могли приумножить свои знания о дизайне и архитектуре. "Музеи - это настоящие новаторы, которые постоянно изобретают что-то новое. Люди смогут стать дизайнерами и архитекторами собственной жизни, в том числе, если будут иметь базовое представление о дизайне и архитектуре", - говорит Леена.
Киммо Левя привел в пример выставку работ Ильи Репина в Художественном музее Атенеум в Хельсинки. Спикер отметил, что взаимодействие между музеями Финляндии и России имеет богатую историю, а партнерство двух стран помогает создать культурное многообразие в обществе: "Британский музеевед Кеннет Хадсон сформулировал важный тезис: "Музеи должны смотреть во вне себя, а не внутрь себя" - это дает понимание того, как современные музеи должны взаимодействовать с обществом".
Онлайн-формат не стал препятствием для живой и насыщенной дискуссии между представителями двух стран. Участникам удалось обсудить важные вопросы взаимодействия культуры и общества, а также поделиться практическим опытом.
Российско-Финляндский культурный форум - ежегодная рабочая площадка для прямого общения представителей двух культур, которая проводится при поддержке и финансировании Министерства культуры Российской Федерации и Министерства образования и культуры Финляндии. Целью форума является развитие международного сотрудничества, укрепление культурных связей и поощрение международных кросс-культурных проектов.