Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Коки Рамишвили - современного швейцарско-грузинского художника, участника 53-й Венецианской биеннале и многочисленных выставок в ведущих музеях мира, среди которых Тейт Модерн (Лондон), музеи современного искусства MAMCO (Женева) и CoBrA (Амстердам).
Название выставке дала серия фотографий «Световые машины», в которой Рамишвили исследует ключевые для его творчества темы движения, сопряженности времени и пространства, восприятия света. Выстраивая предметные композиции для снимков, художник следовал принципам классического жанра натюрморт, тщательно прорабатывая освещением пластические объемы. Однако его интересовала не застывшая, «мертвая природа», а происходящие с объектами процессы — «вторжение времени», метаморфозы фигур, света и тени.
Создавая свои «машины», Рамишвили обращался к наследию великих модернистов XX века, цитируя архитектурные элементы метафизических картин Джорджо де Кирико или скульптурные формы Константина Бранкузи, первая выставка которого в России также прошла в Мультимедиа Арт Музее. Как и Бранкузи (достаточно вспомнить знаменитую скульптуру «Леда», которую художник разместил на диске, приводимом в движение часовым механизмом), Рамишвили помещает свои геометрические объекты на специальные вращающиеся подставки. Используя прием длительной экспозиции, он фиксирует движение объектов в пространстве, подчеркивая трансформацию пластики их форм. Теряя свою материальность, они погружаются в переходное состояние, граничащее с абстрактным или эфемерным. Для того чтобы передать эти тончайшие изменения, художник использовал один из самых совершенных фотоаппаратов — Monochrom Leica M 246 с уникальной линзой с диафрагмой 0.95, перцептивные возможности которой в два раза превышают ресурс человеческого глаза.
В работах Коки Рамишвили прослеживаются мифологические и библейские отсылки (триптих «Эол», серия «Сотворение»), однако не менее важным источником для художника являются естественно-научные труды. Так, «Световые машины» возникли в том числе благодаря изучению автором работ по квантовой механике и астрофизике.
Фотографии, выполненные Рамишвили за пределами студии, объединяет общая со «Световыми машинами» поэтика. Свет и высвобожденная энергия пространства здесь также являются главными героями. Примечательно, что в процессе обработки фотографий Рамишвили, который начинал свой творческий путь как фотограф-документалист, нередко искусственно меняет изображение, совершая манипуляции со светом постфактум. Например, в работе «Три Звезды (Эволюция)» на чистом небе вдруг появляется несколько ослепительно светящих небесных тел, а на снимке «Сияние» женское лицо по воле художника залито ярким светом.
Как известно, изначальное название фотографии как технологии, фиксирующей изображение, — «светопись», то есть «рисование светом». Работы Рамишвили, в которых с помощью света он будто бы стирает видимые границы между горним и дольним мирами, оказываются удивительно созвучны этому поэтическому определению.
Кока Рамишвили родился в 1956 году в Тбилиси. Изучал промышленный дизайн, архитектуру и кинематограф в тбилисской Академии художеств. С 1990 года участвовал в групповых выставках, проводившихся в Берлине, Глазго, галереях Arnolfini в Бристоле и Hausler Contemporary в Мюнхене и Цюрихе. С 1991 по 1994 годы работал в мастерской художника Вольфганга Флаца. В 1997 году получил международную премию «Баухаус» за видеоинсталляцию «Сигнал». В 2000 году переехал в Женеву. Рамишвили принимал участие в выставках крупнейших культурных институций, таких как Тейт Модерн в Лондоне, Гете-Институт в Берлине, Национальная пинакотека в Болонье и др. Участник международного фестиваля документального и анимационного кино в Лейпциге и Каирской биеннале. В 2009 году Рамишвили представлял Грузию на 53-й Венецианской биеннале. В настоящее время живет и работает в Женеве.
Куратор: Мария Лаврова
Проект представлен: галереей Window Project