"Еще один подвиг Петра Дмитриевича Барановского" восьмая фотовыставка абонемента "Год Марии Рогозиной".
Архитектурные памятники Свято-Троицкого Болдина монастыря на Смоленщине были первой любовью местного уроженца, молодого архитектора-реставратора Петра Барановского. В первые десятилетия Советской власти борьба за сохранение церковной архитектуры и религиозного искусства могла стоить жизни и вести ее можно было только под маркой музейного дела, развесив кумачовые транспаранты с лозунгами про опиум для народа. Барановский приложил все усилия, чтобы объявить монастырь музеем - что и было сделано в 1923 г. Болдин монастырь стал филиалом Государственного музея в городе Дорогобуже (директор Н. И. Савин). Главным хранителем филиала сначала был К.В.Киселев, а затем - С.Ф.Бузанов. Им всем удалось собрать замечательную коллекцию, потому что музейные работники имели мандаты Наркомпроса, позволявшие спасать от уничтожения произведения искусства из разрушаемых большевиками храмов. Часть экспонатов в 1926 г. поступила из ликвидированного музея в городе Ельне. Петр Дмитриевич не слишком обольщался насчет прочности положения Болдина монастыря и на всякий случай решил сфотографировать музейное собрание. В те годы это было непросто - Барановский специально выписал из Смоленска краеведа и этнографа Погодина, сотрудника смоленского музея. Михаил Иванович Погодин, внук знаменитого историка М.П.Погодина, с 1928 г. по 1929 г. фотографировал музейные экспонаты в Болдине - и, как оказалось, не напрасно, потому что вскоре от самих этих экспонатов ничего не осталось. Представленные на нашей выставке фотографии являются частью съемок Погодина, а именно - фотофиксацией интереснейшего собрания церковной скульптуры из региона Верхнего Поднепровья. Эта коллекция малоизученной провинциальной западнорусской пластики, несущей на себе признаки множества влияний - от барокко и классицизма до наивного лубка, от католической скульптуры соседних Польши и Германии до русской иконы. К сожалению, в ноябре 1929 г. работу по фотофиксации пришлось прервать, потому что Болдин монастырь был лишен музейного статуса, его экспонаты были вывезены, а следы их навсегда потеряны. Через два месяца, в январе 1930 г., был арестован хранитель Болдина, Семен Федорович Бузанов, погибший в заключении. Директор головного музея в Дорогобуже Николай Иванович Савин, в 1931 г., спасаясь от ареста, покинул пост директора и уехал из Дорогобужа. В 1934 г. Петр Дмитриевич Барановский был осужден решением Коллегии ОГПУ по ст. 58 п. 10,11 и провел три года в Сиблаге. М.И. Погодин был снят с работы как "по социальному происхождению чуждый элемент". Судьбы защитников русской культуры переплетались с судьбами памятников. Музей Архитектуры бережно хранит 30 первоклассных погодинских отпечатков. Это все, что осталось от уникальной коллекции церковной скульптуры недолго существовавшего музея в Болдином монастыре. Эти отпечатки хранятся в составе архива Петра Дмитриевича Барановского, который, даже став блестящим и знаменитым столичным ученым, великим подвижником русской культуры, спасителем многих величайших памятников русской архитектуры, никогда не забывал родные места и первый созданный им музей. В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения Петра Дмитриевича. Низкий ему поклон. (Ульяна Черновол) Куратор Мария Георгиевна Рогозина, Авторы выстарки М.Г.Рогозина и Ульяна Черновол. Выставка проходит в Главном здании Музея Архитектуры (WWW.MUAR.RU)