2 апреля в Главном здании Музея современной истории России открывается выставка произведений признанного мастера фотографии первой половины XX века Моисея Соломоновича Наппельбаума. В экспозиции будет представлено более 230 произведений, созданных в разные периоды.
Будущий мастер познакомился с искусством фотографии в 15-летнем возрасте в Минске, где работал подмастерьем в фотоателье. Талантливого юношу заметили и доверили ему самостоятельно фотографировать клиентов. В начале карьеры Наппельбаум работает в Смоленске, Козлове, Москве, Одессе, Варшаве, Вильно, Евпатории, но, не добившись успеха, уезжает на заработки в США — в Филадельфию и Питтсбург. Первые эксперименты и поиск собственного стиля, идущего вразрез с традиционным фотоискусством, начались после возвращения на родину в 1895 г. Новые приемы работы со светом и оригинальные композиционные решения Моисея Наппельбаума были по достоинству оценены любителями искусства; его работы всё чаще можно было увидеть на выставках, в том числе за рубежом.
В 1910 г. Наппельбаум переезжает в Петербург, где сотрудничает с журналами, фотографирует рабочие коллективы, артистов театров в сценических костюмах. Сотрудничество с популярным в то время иллюстрированным журналом «Солнце России» принесло ему славу «политического фотографа». У Наппельбаума выходят целые серии фотографий политических деятелей (Спиридонова, Плеханова, Церетели, генерала Корнилова, Луначарского и многих других), депутатов Государственной Думы, групповые портреты думских фракций. Зная мастерство Наппельбаума, Луначарский поручает ему сделать фотопортрет В. И. Ленина, который впоследствии стал самым тиражируемым прижизненным образом вождя. Одновременно Свердлов поддержал инициативу Наппельбаума создать первое государственное фотоателье, в котором тот получил официальную должность фотографа ВЦИК. Несмотря на плотную работу с руководителями страны, Наппельбаум огромное количество времени уделял художественной фотографии, продолжая эксперименты с сюжетами, декорациями и светом. Он стал первым в стране автором персональной фотовыставки: большинство выставленных работ представляли собой не традиционные портреты, а экспериментальные этюды, фотографии обнаженной натуры, людей в движении. В каталоге к выставке был опубликовал манифест автора о будущем развитии фотографического искусства.
В 1919 г. фотографию ВЦИК переносят в Москву, и Наппельбаум решает жить на два города. В Петрограде он фотографирует обычных людей и творческую интеллигенцию. Наппельбаум создал портреты всех главных представителей Серебряного века: Блока, Брюсова, Гумилёва, Пастернака, Белого, Ахматовой, Мандельштама. Одновременно с этим он фотографировал государственных деятелей: Ленина, Сталина, Дзержинского, Троцкого, Каменева, Коллонтай. После 1925 г. Наппельбаум окончательно поселился в Москве. В этот период он делает портреты Горького, Бабеля, Булгакова, Мухиной, Плисецкой, других видных представителей советского искусства. В 1930-е гг. появляются портреты Сталина, Молотова, Калинина, Орджоникидзе, Куйбышева, лётчиков-челюскинцев; создаются галереи советских учёных, художников, композиторов и писателей, театров (в том числе Большого театра). В это время портреты известных деятелей культуры начинают массово тиражироваться: каждый мог купить изображение любимого писателя или артиста. В 1935 г. в Москве состоялась вторая персональная выставка Наппельбаума, на которой было представлено около 400 работ. Очень скоро многие из этих портретов исчезнут из широкого доступа, а их негативы будут изъяты или уничтожены. Не сохранился даже каталог.
В период Великой Отечественной войны, будучи в эвакуации в Тбилиси, Наппельбаум создаёт уникальную серию фотографий деятелей культуры и науки Грузии и Армении. После войны он возвращается в Москву и посвящает себя фотографированию творческой интеллигенции.
Моисей Наппельбаум скончался 13 июня 1958 г.
Выставка создана на основе семейного архива Наппельбаумов.