НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка "Подражая древним образцам" в Музее истории религии

c 12 февраля по 1 июня 2021Санкт-Петербург
Выставка ''Подражая древним образцам'' в Музее истории религии
В Государственном музее истории религии открылась выставка, посвященная неовизайнтийскому стилю, ставшему чрезвычайно популярным в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Российской империи во второй половине XIX – начала XX века. На выставке представлено около 70 предметов: напольные светильники, хоругви, лампады, архитектурные детали, иконы и оклады, церковная утварь и эскизы. Большинство предметов было изготовлено для двух храмов в Царском Селе - церкви свв. равноапостольных императора Константина и царицы Елены при Дворцовом госпитале и Федоровского Государева собора.

Неовизантийский (или русско-византийский) стиль – направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве в рамках историзма, основанное на интерпретации форм византийского и древнерусского зодчества. Стремящийся к воспроизведению духа и формы стилей прошлого историзм необычайно быстро вошел в моду и захватил умы архитекторов по всей Европе. Широкое международное распространение получили «нео-стили»: необарокко, неоготика, неомавританский и неороманскаий стили, неогрек, и, конечно, неовизантийский стиль.

Первые постройки, выполненные в русско-византийском стиле, начали появляться еще в первой половине XIX века, а его основоположником многие исследователи считают Константина Тона, архитектора Храма Христа Спасителя в Москве. Постепенно неовизантийский стиль распространился на всю империю. Среди его классических образцов можно назвать Никольский морской собор в Кронштадте, Владимирский собор в Киеве, Собор Александра Невского в Тбилиси (Тифлисе), Казанский собор в Оренбурге и многие другие. Русские архитекторы обращаются не только к привычным образцам московской и ярославской архитектуры XVII века, но и к более ранним образцам новгородского и псковского зодчества, к образцам раннего византийского искусства. Этому способствовал и общий подъем интереса к древней архитектуре, иконописи и декоративно-прикладному искусству. Коллекционирование древних икон, расчистка их от записей привела к изменению представлений о русской иконописи. Церковные художники начинали отходить от академизма и работать в новой манере, органично вплетая в новые формы элементы древней традиции. Мощнейшими выразителями нового этапа в развитии церковной живописи стали работы членов неформального «абрамцевского кружка» - Василия Васнецова и Михаила Нестерова. Аналогичные изменения затронули и наиболее консервативную сферу – церковное декоративно-прикладное искусство. Одним из идеологов нового стиля здесь стал Сергей Иванович Вашков, работавший в московской фирме по изготовлению церковной утвари «П.И. Оловянишникова сыновья».

Первый раздел выставки представляет предметы, выполненные в стиле, навеянном образами базилик первых веков христианства (IV – VI вв.). Элементы, характерные для раннего периода в развитии христианского искусства – различные акронимы имени Иисуса Христа, изображения рыб, пальмовых ветвей, якорей и т.д. – становятся мотивами, использующимися повсеместно при строительстве и оформлении храмов. Одним из таких храмов стала Пещерная церковь свв. равноапостольных царя Константина и царицы Елены при Царкосельском Дворцовом госпитале.

Пещерная церковь появилась в результате перестройки, необходимой для расширения Госпитальной церкви. Перестройка была поручена архитектору Сильвио Данини, который представил свой проект в 1909 году. Убранство Пещерной церкви должно было отсылать к ранним памятникам христианского искусства, к церквям Равенны, Торчелло и римских катакомб. Эскизы утвари были заказаны художнику С.И. Вашкову и выполнялись фирмой «П.И. Оловянишникова сыновья» в Москве, часть утвари отливали в литейной мастерской В.З. Гаврилова в Санкт-Петербурге, мраморную резьбу для храма исполнили П.Н. Чирков и Н.И. Егоров по рисункам Данини. На выставке посетители увидят некоторые предметы убранства церкви: напольные светильники, хоругви, лампады в виде рыб и цветов лилии, литургическую утварь. Впервые будут экспонироваться иконы из Пещерной церкви с изображениями св. Варвары, св. царицы Александры и свв. равноапостольных царя Константина и царицы Елены, написанные в мастерской Н.С. Емельянова. Для храма, чье убранство должно было быть выполнено в стиле раннехристианских базилик, золотой фон икон был выполнен «под мозаику» (в подражание мозаикам Равенны).

Второй раздел выставки представляет «русскую составляющую» русско-византийского стиля. Подготовка к празднованию 300-летия династии Романовых привела к тому, что во многих частях империи, и, в особенности, в столице, сооружаются храмы, ориентирующиеся на образцы русского искусства XVI - XVII вв. Одним из таких храмов был Федоровский Государев собор в Царском селе. Собор был задуман как полковая церковь для Сводного пехотного полка и Собственного императорского конвоя, он был заложен в 1909 году, в 1912 году освящен, а к 1913 были окончены все строительные работы. Собор, построенный по проекту архитектора В.А. Покровского, состоял из двух церквей – Верхнего храма, освященного во имя Федоровской иконы Божией матери, и Нижнего, Пещерного храма во имя преподобного Серафима Саровского. Над устройством и убранством Нижнего храма работал помощник Покровского, архитектор В.Н. Максимов. В отличие от Верхнего храма, полная отделка которого, к сожалению, не была завершена к 1917 году, Нижний Пещерный храм был полностью обустроен. Среди чудом сохранившихся подлинных предметов из убранства храмов, в первую очередь, стоит назвать украшенную басменным окладом икону «Моление Серафима Саровского на камне» из Нижнего храма, а также двухстороннюю хоругвь с изображениями Св. Ветхозаветной Троицы и Сергия Радонежского из бокового придела Верхнего храма. Дополняют выставку рисунки-эскизы утвари в русском стиле для фабрики Овчинникова.

www.museum.ru/N76998
Ваше мнение »»

»»Государственный музей истории религии
Адрес:город Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д. 14
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 315-3080 - адм., (812) 314-5838 - экс. бюро
сайт:gmir.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 14.03.2025  x    ?  


Открытие юбилейного года С.А. Есенина в Рязанской области

Выставка "Великая страна - великая Победа. 1941-1945" в Центральном выставочном зале "Манеж", С.-Петербург

Концерт «К 110-летию со дня рождения Святослава Рихтера и 103-летию со дня рождения Ирины Антоновой»

Лансере. Отец и сын. К 150-летию со дня рождения Е.Е. Лансере

Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века

Проект "Гидрокосмос" в Музее-заповеднике «Петергоф»

Концерт-посвящение "Модест Мусоргский. Песни и романсы". Ко дню рождения композитора

Выставка «Походный иконостас» в Музее имени Андрея Рублева

Вернисаж сезона Март/Апрель’25 в Арт-центре "Пушкинская-10"

В рамках XII Транссибирского Арт-фестиваля. Выставка "Мир русской души"

Французская манера. Гравюры и рисунки XV – начала XVII века

Олег Иващенко. В пути

Выставка произведений Михаила Полетаева в Российской академии художеств

Валентин Плискин. Резьба по дереву

Выставка "Мы разные, мы вместе" в Восточном павильоне Михайловского замка Русского музея

Чёрный континент, или путешествие по разноцветной Африке

Выставка женского портрета «Зеркало любви» в Томском художественном музее

«Фарфоровая Россия» скульптора Павла Каменского

Выставка «Провинциальные истории» Юрия Абисалова в Российской академии художеств

Катерина Смирнова и Станислав Данилин. Связь

Выставка «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное» в Музее архитектуры

LU. Фигура умолчания

Выставка «Золотые руки Мещеры» в Спас-Клепиках

"Диджитал ТЕСТО" - персональная выставка Максима Свищева в Суздале

Выставка «Кровью сердца» в «Шолохов-Центре»

Николай Большаков: Любовь моя – Россия

Выставка Екатерины Витвиновой «Там почтовые ящики полные…»

Другая почва, или как тульские оружейники строили завод и выращивали яблоки


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru