НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Мини-выставка «Декор из стекла в традиционном костюме народов Балтийского и Баренцева регионов»

c 2 по 28 февраляМосква
Декор из стекла в традиционном костюме народов Балтийского и Баренцева регионов
Декор из стекла в традиционном костюме народов Балтийского и Баренцева регионов
Декор из стекла в традиционном костюме народов Балтийского и Баренцева регионов
Декор из стекла в традиционном костюме народов Балтийского и Баренцева регионов
2 февраля в Российском этнографическом музее открылась мини-выставка «Декор из стекла в традиционном костюме народов Балтийского и Баренцева регионов»

Бисер, стеклярус, бусины, стразы, пуговицы, булавки относятся к числу наиболее распространенных материалов, использовавшихся для декорирования традиционного костюма у балтских и прибалтийско-финских народов в XVIII – начале XX в. Техника работы с изделиями из стекла была разнообразна: вышивка, низание, плетение, пришивание, вязание крючком и на спицах. У каждого из этносов на протяжении столетий были выработаны свои технологические приемы украшения одежды и цветовая гамма декора.

Среди народов Балтийского региона декорирование одежды изделиями из стекла получило наибольшее распространение у латышей. Особенно богатый декор характерен для девичьих свадебных/праздничных венков и головных лент (Руцава, Видземе). При украшении венков использовали округлый бисер из глухого и прозрачного стекла разных размеров и стеклярус. Помимо девичьих головных уборов в латышском костюме к декору прибегали при украшении плечевой и поясной одежды, женских вязаных и тюлевых чепцов, мужских шляп, нарукавников. При работе с бисером применялись разные техники: низание, шитье вприкреп, шитье по канве и вязание крючком.

У литовцев декор из стекла не получил значительного распространения; в традиционном костюме встречались воротники, сплетенные из мелкого бисера молочного цвета, девичьи головные уборы – ленты сплетенные из округлого прозрачного бисера. В историко-этнографической области Дзукия небольшим количеством бисера украшали края женских тюлевых и вязаных чепцов. Также в состав женского костюма литовцев (Жемайтия, Дзукия) в конце XIX – начале XX в. входили вязаные нарукавники, украшенные геометрическим орнаментом из бисера.

Свою специфику имел декор из стекла и на территории проживания эстонцев, особенно в Cеверной и Южной Эстонии и на островах Балтийского моря. Только на севере, в Мульгимаа, были распространены девичьи головные ленты, концы которых украшали бисером. В северной Эстонии и на о-ве Муху бисером в конце XVIII – начале XIX в. расшивали подолы юбок. Вышивка бисером применялась и для украшения передника, который невеста надевала во время свадьбы. Стеклярус, бисер, булавки со стеклянными головками входили и в состав декора свадебных женских чепцов на о-ве Муху.

В Южной Эстонии (Вильяндимаа) стеклярус в небольшом количестве использовался для декорирования наплечных покрывал. Металлическим бисером граненой или округлой формы украшали очелья головных повязок из ткани. В состав женского костюма Западной Эстонии и островов входили пояса со съемными карманами, расшитыми бисером (геометрический и растительный орнаменты).

В XVIII–XIX вв. декор из стекла получил широкое распространение у води и ижор. Бисером и стеклярусом украшали женские и девичьи головные уборы, височные и шейные украшения, поясные подвески, пояса. Мастерицам были известны различные техники работы с бисером: плетение, низание, вязание крючком, шитье вприкреп. В конце XVIII – начале XIX в. при украшении некоторых предметов женского костюма ижор и води стали использовать в основном рубленый бисер Это были тонкие короткие граненые трубочки с острыми краями, окрашенные в серебристый, золотистый или зеленый цвет. Декор с включением этих материалов встречался на концах головных лент, к которым крепились старинные металлические височные кольца В небольшом количестве бисер и стеклярус применялся для украшения женских головных уборов «сорока» (позатыльни).

У финнов, проживавших в Выборгской и Санкт-Петербургской губ. декорирование предметов одежды бисером, стеклярусом и бусинами встречалось не повсеместно. В основном эти материалы использовались в более раннее время для украшения свадебных «корон». Во второй половине XIX столетия декор из стекла встречался только на девичьих головных венках в ближайших к Санкт-Петербургу приходах, а также на женских вязаных головных уборах (Выборгская губ.).

В традиционном костюме карел декор из стекла был наиболее характерен для женских головных уборов. Деревенские мастерицы знали разные приемы работы с бисером, стеклярусом, бусинами и стразами. В Северной Карелии с конца XVIII в. занимались шитьем бисером по веревочному контуру, именуемым «саженье по бели». У карел, проживавших в Тверской губ., декор из бисера и стекляруса был типичен для праздничных старинных женских кокошников. На сороках золотоломках декор из бисера состоял из височных украшений и позатыльня. При декорировании поднизей использовали бисер, бусины, стразы и пуговицы.

Использование декора из стекла зафиксировано и у вепсов. Однако этот материал не нашел широкого применения в народном костюме. В конце XIX в. бисер и стеклярус изредка использовали при изготовлении нарукавников к женским праздничным рубахам. Также небольшим количеством бисера, стекляруса и пуговицами украшали свадебные головные уборы «красота» и женские головные уборы с твердым очельем типа кокошника.

В культуре саамов второй половины XIX в. бисер, бусины и пуговицы были практически основным материалом для украшения традиционной одежды. Декор из стекла встречался на женских, мужских и детских головных уборах, на плечевой одежде, на женских поясах и обуви. В бисерном шитье саамы применяли технику низания и шитья вприкреп. Сначала бисерины нанизывались на нити, изготовленные из сухожилий оленя, которые затем выкладывалась по узору и прикреплялись к основе поперечными стежками через одну бисерину.

На мини-выставке демонстрируются предметы костюма, на которых представлены разные виды декора из стекла, использовавшиеся при украшении традиционной одежды: бисер из прозрачного и глухого стекла, разные виды стекляруса, бусины, пуговицы и булавки со стеклянными головками, изготовленные во второй половине XVIII – первой трети XIX в.

Автор концепции – Л.В. Королькова, н.с. отдела этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики

Художник – Д.К. Маевский

www.museum.ru/N76925
Ваше мнение »»

»»Российский этнографический музей
Адрес:город Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4/1
Проезд:Ст. м. "Гостиный двор" и "Невский проспект"
Телефоны:(812) 570-5421(экс. бюро)
сайт:ethnomuseum.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 27.02.2021  x    ?  


Выставка «Во имя человечества. История российского лидерства в области эпидемиологии и разработки вакцин»

Третьяковская галерея. Планы на март

Презентация научного издания "Библия Пискатора" в Третьяковской галерее

"Океан юрского периода": тематический фестиваль и новая выставка в "Москвариуме" на ВДНХ

Выставка «Море-Океан» в Новом выставочном зале Государственного музея городской скульптуры

В небе, на земле и под водой - выставка скульптора-анималиста Рамиля Шерифзянова

Выставка Сарапульского музея-заповедника "Земля легенд" в Елабуге

Мир японских кукол кокэси

Выставка "Преображенная природа" в Русском музее

Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier

Выставка «Тактильный краеведческий атлас» в Саратовском областном музее краеведения

Малый театр представляет выставку «Большая семья Малого театра»

Выставка скульптуры Григория Златогорова «Олимп и Сион»

Андрей Дмитриевич Сахаров - человек эпохи

Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве

Сюжеты и образы Низами

Выставка «Крестьянская смекалка» в Коломенском

Муродулла Дониёров «Узбекский экспрессионизм»

Выставка «Блуждающие звезды: советское еврейство в довоенном искусстве» в Галерее «На Шаболовке»

Иверская икона Пресвятой Богородицы. Выставка одной иконы в Приморской картинной галерее

«Кузнец – всем ремёслам отец»

«Психея, душенька…». Литературный сюжет от античности к русскому классицизму

"Нерассказанные истории" Капиша Гаура

Скифы Сибири. Пробуждение

"В ливне столетий". Графика Степана Ботиева (Элиста)

Выставка "Алтай - край религий" в Алтайском государственном краеведческом музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2021 Museum.ru