В Российском этнографическом музее открылась выставка «Косторезное искусство чукотских мастеров 30-50-х годов XX века» – первая из серии небольших выставок по декоративно-прикладному искусству и культуре арктических народов сибирского региона. Представленные в экспозиционном пространстве выставки «Арктика – земля обитаемая» редко экспонируемые предметы открывают для посетителей музея своеобразное окно в мир арктических охотников и оленеводов Чукотки, которая первой встречает утро в России.
Художественная обработка клыков моржа и костей морских животных уходит вглубь веков. На рубеже I тыс. до н.э – I тыс. н.э древние охотники помимо орудий труда и утвари вырезали из костей моржа фигурки промысловых животных, имеющих сакральное значение. Традиции создания анималистической скульптуры сохранялись и в начале XX века.
В 1930 – 50-х годах в художественной обработке кости произошли значительные изменения. Важнейшую роль в объединении мастеров двух школ (дежнёвской и уэленской) и развитии косторезного искусства на Чукотке сыграло создание в 1931 году в п. Уэлен косторезной мастерской. Наряду с сохранением древних традиций, чукотское косторезное искусство наполнилось новым содержанием и приобрело иные черты. Новые технологические приёмы обработки кости морских животных на токарном станке расширили возможности мастеров в создании менее статичной мелкой пластики и скульптурных сюжетных композиций. При изготовлении сувениров, к которым в определённой степени относятся представленные на данной выставке шахматы и домино, чукотские мастера показали не только прекрасное знание окружающей природной среды, но и значение конкретных животных в культуре морских зверобоев. Самый крупный обитатель моря и тундры – белый медведь, занимающий важное место в материальной и духовной культуре приморских чукчей. Поэтому именно он является главной шахматной фигурой – королём. Далее по значимости следуют – морж (ферзь) – главный объект промысла населения, олень (ладья), заяц (конь), песец (слон), нерпа (пешка). Чёрными в чукотских шахматах принято считать фигурки с обозначенными чёрным цветом глазами, носом и другими деталями.
С 1940-х годов сюжетной гравировкой, получившей развитие с середины XIX века, когда появился спрос на самобытные произведения косторезного искусства, наряду с мужчинами стали заниматься женщины. В работах мастеров В. Эмкуль, Н.Красновой, Е.Янку нашли отражение сюжеты национального фольклора. Многие из них позднее стали мастерами высокого уровня. Заложенные в 30-50-х годах XX века новые элементы и приёмы послужили стимулом для развития косторезного искусства в дальнейшем. В настоящее время искусство косторезов, ставшее визитной карточкой Чукотки, занимает достойной место в многонациональной культуре России и хорошо известно во многих странах мира.
Представленные на выставке экспонаты – часть большой коллекции подлинных произведений косторезного искусства чукотских мастеров, являющейся результатом многолетней собирательской деятельности известного этнолога и общественного деятеля Валерия Александровича Тишкова.
Выставка открыта с 22.12.20 по 31.01.21