НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Декоративный минимализм. «Оттепель» в советском фарфоре. Из цикла «Поднесение к Рождеству»

c 26 декабря 2020 по 4 апреля 2021Санкт-Петербург
Ваза «Кристалл». 1956. Форма и роспись В.Л. Семенова. @Государственный Эрмитаж
Композиция «Течение». 2020. Форма и роспись Ю.Л. Жуковой. @АО «Императорский фарфоровый завод»
Сервиз «Зима». 1964. Форма А. А. Лепорской, роспись Л. И. Григорьевой. @Государственный Эрмитаж
Скульптура «Новая прическа». 1962. Модель С. Б. Велиховой, роспись Е. Н. Лупановой. @Государственный Эрмитаж
26 декабря 2020 года в Государственном Эрмитаже открывается выставка из цикла «Поднесение к Рождеству» - «Декоративный минимализм. “Оттепель” в советском фарфоре». Выставка организована Государственным Эрмитажем при участии АО «Императорский фарфоровый завод».

Разнообразные фарфоровые произведения, представленные в Западине Восточной галереи Зимнего дворца, рассказывают об эпохе 1950-1960-х годов, которую принято называть периодом «оттепели». В составе экспозиции более ста шестидесяти фарфоровых изделий - сервизы, вазы, образцы мелкой пластики, - создающих яркий и неповторимый образ своего времени, а также работы современных художников Императорского фарфорового завода, подготовленные специально к выставке.

Период хрущевской «оттепели» – время значительных изменений в общественном сознании и социальной жизни, которые нашли яркое отражение в искусстве и культуре. Эстетической доминантой эпохи становится «современный стиль» с характерным для него тяготением к простым формам, установкой на функциональность, а также удобство и экономичность в производстве. Это стиль повседневности - доступный и практичный.

Источниками формирования нового стиля стали художественные традиции модерна и ар-деко, творческие поиски представителей русского авангарда, народное искусство и архаика, а также современное зарубежное изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

В искусстве фарфора «оттепель» проявилась в активной разработке форм, обновлении тематики росписей, выработке новаторского художественного языка, который можно обозначить как «декоративный минимализм».

Ведущая роль в этом процессе принадлежала скульпторам и художникам Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова. Новый художественный стиль, предложенный мастерами завода, стал продолжением традиций авангарда в декоративно-прикладном искусстве и имел важное значение для его дальнейшего развития.

В дизайне новых фарфоровых форм нашла отражение тенденция к «борьбе с излишествами»: скульпторы отказались от лепных, рельефных украшений и сложных силуэтов, характерных для послевоенного декоративно-прикладного искусства, и предпочли лаконичные модернистские решения.

Разработкой форм в новом стиле занимались Анна Лепорская, Эдуард Криммер, Владимир Семенов, Владимир Городецкий, Серафима Яковлева и другие.

Представленная на выставке ваза Владимира Семенова «Кристалл» (1956), завоевавшая Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе (1958), стала своеобразным символом «современного стиля», знаком времени и перемен в декоративно-прикладном искусстве. Ее волнообразная органическая форма воспринималась абсолютной новацией в ряду классических вазовых форм, а использование в этом предмете не свойственного фарфору черного цвета привело к необычному декоративному эффекту.

Формы, созданные Анной Лепорской, отличает классическая строгость и ясность, безукоризненность пропорций, которая сочетается у нее с мягкостью и плавностью линий. В основе ее вазовых форм часто лежат переосмысленные природные мотивы — таковы произведения «Березка» (1962), «Рябинка» (1962), «Нарцисс» (1962), представленные на выставке. Тяготение к мягким, обтекаемым формам, популярное в декоративно-прикладном искусстве «оттепели», нашло воплощение в работах Эдуарда Криммера - сервизы «Купава» (1958), «Солнце» (1961). Актуальные тенденции «современного стиля» отражены в формах ваз и сервизов Серафимы Яковлевой.

Для росписей этого времени характерны стилизованные, условные композиции, в которых проявляется стремление передать «общее впечатление» от изображаемого. В числе основных тем, вдохновлявших художников-фарфористов, – флоральные мотивы, пейзажи, новое строительство. Важной особенностью «оттепельного» фарфора становится стремление показать красоту и подчеркнуть высокое качество материала, что приводит к популярности в 1960-е годы белого фарфора без росписи, который начинает восприниматься как законченное произведение.

Цветочные росписи — один из самых традиционных для фарфорового искусства мотивов — в период «оттепели» трансформируются в полном соответствии с требованиями «современного стиля». Художники предлагают упрощенные, стилизованные изображения цветов, превращая их в самостоятельный мотив и отказываясь от классических для росписи фарфора типов композиции и сложных флоральных орнаментов. Одним из самых ярких примеров творческого переосмысления растительных мотивов в стилистике декоративного минимализма является сервиз «Подснежник» (1960) Ларисы Григорьевой.

Пейзаж в современном стиле очень популярен среди художников этого времени. Зимний пейзаж — одна из ключевых тем раннего творчества Владимира Городецкого (росписи ваз «Зимний день» (1962) и «Снег» (1962)). Красотой образов завораживают пейзажи фарфорового сервиза «Зима» (1964) Ларисы Григорьевой. Тема ленинградской весны поэтически звучит в росписи сервиза «Весенние тени» (1959) Нины Славиной.

Мастера проявляли интерес к абстракции и предлагали оригинальные трактовки орнаментов. Цветовое решение стало предельно сдержанным и лаконичным, тяготея к контрастности или, напротив, к тональному единству. В росписи сервиза «Контраст» (1959) Нины Павловой красный декор противопоставлен белой поверхности фарфора, что отсылает его к опытам супрематистов. В то же самое время художники стремились создать современные вариации на тему классического для фарфора мотива сетки (роспись вазы «Сетка» (1962) Лидии Лебединской).

Тема новостроек и жизни в новых районах была одной из наиболее актуальных для «оттепельной» живописи и графики. Образ Ленинграда в фарфоровом искусстве трансформировался в соответствии с эстетикой «современного стиля». Наиболее последовательно тему города в 1960-х годах развивает Антонина Семенова, примером чего может служить роспись сервиза «Новостройки» (1966).

Для фарфоровой пластики, предпочитавшей в этот период жанровые и анималистические композиции, «современный стиль» проявился в укрупнении форм, снижении детализации, обобщенности и лаконизме. В составе экспозиции предметы декоративной скульптуры, среди которых работы «Новая прическа» (1962), «Купальщица» (1959), «Читающая книгу» (1965) и другие. Жанр анималистики представлен произведениями знаменитых мастеров Бориса Воробьева (скульптура «Черная пантера» (1956)) и Павла Веселова (композиция «Жирафы» (1960)).

Особое значение для культуры «оттепели» имел IV Всемирный фестиваль молодежи и студентов, проходивший в 1957 году в Москве. Образ голубя мира стал одним из главных символов фестиваля. На выставке эта тема звучит в работах Эдуарда Криммера – скульптуре «Голубь» (1957) и серии небольших фигур голубей-сувениров.

Для Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова эпоха «оттепели» стала временем активного участия в отечественных и зарубежных выставках, на которых произведения скульпторов и художников, работавших на предприятии, неоднократно удостаивались наград. В их числе Всемирные выставки в Брюсселе (1958) и Монреале (1967), Международные выставки керамики в Остенде (1959) и Праге (1962), а также многочисленные всесоюзные, республиканские и региональные экспозиции.

Выставка «Декоративный минимализм. “Оттепель” в советском фарфоре» - девятнадцатая из цикла «Поднесение к Рождеству», посвященного истории и искусству фарфора Императорского фарфорового завода, известного в советское время как Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ). Этот цикл стал возрождением Эрмитажем давней традиции, когда в канун рождественских праздников в Зимнем дворце с конца XVIII века показывали лучшие изделия, созданные на Императорских производствах в Санкт-Петербурге.

В цикле «Поднесение к Рождеству» принимает участие авторский фарфор художников АО «Императорский фарфоровый завод». На экспозиции представлены новые работы художников предприятия, вдохновленных «декоративным минимализмом» и породившей его эпохой «оттепели».

Выставка «Декоративный минимализм. “Оттепель” в советском фарфоре» приурочена к исполнившемуся в 2020 году 100-летию Ларисы Григорьевой (1920–1997), яркой представительницы «современного стиля» в искусстве Ленинградского фарфорового завода.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный иллюстрированный каталог: «Декоративный минимализм. “Оттепель” в советском фарфоре».

Авторы статей каталога научные сотрудники Отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа: И.А. Шик («”Второй модернизм” в советском фарфоре»);

И.К. Майстренко («Лариса Григорьева — художник “современного стиля”»).

Выставка подготовлена Отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа (Заведующая Анна Владимировна Иванова). Куратор выставки — Ида Александровна Шик, кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник Отдела «Музей Императорского фарфорового завода».

www.museum.ru/N76675
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 16.04.2024  x    ?  


”Война и мир” Л.Н. Толстого: место действия Беларусь

Граф А.С. Уваров - археолог, коллекционер, просветитель. К 200-летию со дня рождения

К 90-летию со дня установления звания Героя СССР. Выставка в Музее Победы

Выставка современной фотографии "Красота момента"

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

К 225-летию со дня рождения поэта. Выставка «Пушкин и театр» в Псковском музее-заповеднике

Выставка "От кубышки до амфоры. Тайны керамики" в Вологодском музее-заповеднике

Разум, мораль, свобода. Иммануил Кант и Лев Толстой. К 300-летию философа

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Иван Александров. 43 дня в Арктике

Выставка "Шаляпин. Воспоминание о доме" в Петропавловской крепости

Завершение этапа воссоздания интерьера «Опочивальня» в Екатерининском корпусе музея-заповедника "Петергоф"

Выставка "Сталинград - хранитель памяти земли героев"

Владимир Распутин "Путь к источнику"

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии

От эмбрионов до кибернетики. К 140-летию со дня рождения И.И. Шмальгаузена

Выставка живописи П.А. Кравцова "Песня" в Музее Кондратия Белова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru