НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Декоративный минимализм. «Оттепель» в советском фарфоре. Из цикла «Поднесение к Рождеству»

c 26 декабря 2020 по 4 апреля 2021Санкт-Петербург
Ваза «Кристалл». 1956. Форма и роспись В.Л. Семенова. @Государственный Эрмитаж
Композиция «Течение». 2020. Форма и роспись Ю.Л. Жуковой. @АО «Императорский фарфоровый завод»
Сервиз «Зима». 1964. Форма А. А. Лепорской, роспись Л. И. Григорьевой. @Государственный Эрмитаж
Скульптура «Новая прическа». 1962. Модель С. Б. Велиховой, роспись Е. Н. Лупановой. @Государственный Эрмитаж
26 декабря 2020 года в Государственном Эрмитаже открывается выставка из цикла «Поднесение к Рождеству» - «Декоративный минимализм. “Оттепель” в советском фарфоре». Выставка организована Государственным Эрмитажем при участии АО «Императорский фарфоровый завод».

Разнообразные фарфоровые произведения, представленные в Западине Восточной галереи Зимнего дворца, рассказывают об эпохе 1950-1960-х годов, которую принято называть периодом «оттепели». В составе экспозиции более ста шестидесяти фарфоровых изделий - сервизы, вазы, образцы мелкой пластики, - создающих яркий и неповторимый образ своего времени, а также работы современных художников Императорского фарфорового завода, подготовленные специально к выставке.

Период хрущевской «оттепели» – время значительных изменений в общественном сознании и социальной жизни, которые нашли яркое отражение в искусстве и культуре. Эстетической доминантой эпохи становится «современный стиль» с характерным для него тяготением к простым формам, установкой на функциональность, а также удобство и экономичность в производстве. Это стиль повседневности - доступный и практичный.

Источниками формирования нового стиля стали художественные традиции модерна и ар-деко, творческие поиски представителей русского авангарда, народное искусство и архаика, а также современное зарубежное изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

В искусстве фарфора «оттепель» проявилась в активной разработке форм, обновлении тематики росписей, выработке новаторского художественного языка, который можно обозначить как «декоративный минимализм».

Ведущая роль в этом процессе принадлежала скульпторам и художникам Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова. Новый художественный стиль, предложенный мастерами завода, стал продолжением традиций авангарда в декоративно-прикладном искусстве и имел важное значение для его дальнейшего развития.

В дизайне новых фарфоровых форм нашла отражение тенденция к «борьбе с излишествами»: скульпторы отказались от лепных, рельефных украшений и сложных силуэтов, характерных для послевоенного декоративно-прикладного искусства, и предпочли лаконичные модернистские решения.

Разработкой форм в новом стиле занимались Анна Лепорская, Эдуард Криммер, Владимир Семенов, Владимир Городецкий, Серафима Яковлева и другие.

Представленная на выставке ваза Владимира Семенова «Кристалл» (1956), завоевавшая Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе (1958), стала своеобразным символом «современного стиля», знаком времени и перемен в декоративно-прикладном искусстве. Ее волнообразная органическая форма воспринималась абсолютной новацией в ряду классических вазовых форм, а использование в этом предмете не свойственного фарфору черного цвета привело к необычному декоративному эффекту.

Формы, созданные Анной Лепорской, отличает классическая строгость и ясность, безукоризненность пропорций, которая сочетается у нее с мягкостью и плавностью линий. В основе ее вазовых форм часто лежат переосмысленные природные мотивы — таковы произведения «Березка» (1962), «Рябинка» (1962), «Нарцисс» (1962), представленные на выставке. Тяготение к мягким, обтекаемым формам, популярное в декоративно-прикладном искусстве «оттепели», нашло воплощение в работах Эдуарда Криммера - сервизы «Купава» (1958), «Солнце» (1961). Актуальные тенденции «современного стиля» отражены в формах ваз и сервизов Серафимы Яковлевой.

Для росписей этого времени характерны стилизованные, условные композиции, в которых проявляется стремление передать «общее впечатление» от изображаемого. В числе основных тем, вдохновлявших художников-фарфористов, – флоральные мотивы, пейзажи, новое строительство. Важной особенностью «оттепельного» фарфора становится стремление показать красоту и подчеркнуть высокое качество материала, что приводит к популярности в 1960-е годы белого фарфора без росписи, который начинает восприниматься как законченное произведение.

Цветочные росписи — один из самых традиционных для фарфорового искусства мотивов — в период «оттепели» трансформируются в полном соответствии с требованиями «современного стиля». Художники предлагают упрощенные, стилизованные изображения цветов, превращая их в самостоятельный мотив и отказываясь от классических для росписи фарфора типов композиции и сложных флоральных орнаментов. Одним из самых ярких примеров творческого переосмысления растительных мотивов в стилистике декоративного минимализма является сервиз «Подснежник» (1960) Ларисы Григорьевой.

Пейзаж в современном стиле очень популярен среди художников этого времени. Зимний пейзаж — одна из ключевых тем раннего творчества Владимира Городецкого (росписи ваз «Зимний день» (1962) и «Снег» (1962)). Красотой образов завораживают пейзажи фарфорового сервиза «Зима» (1964) Ларисы Григорьевой. Тема ленинградской весны поэтически звучит в росписи сервиза «Весенние тени» (1959) Нины Славиной.

Мастера проявляли интерес к абстракции и предлагали оригинальные трактовки орнаментов. Цветовое решение стало предельно сдержанным и лаконичным, тяготея к контрастности или, напротив, к тональному единству. В росписи сервиза «Контраст» (1959) Нины Павловой красный декор противопоставлен белой поверхности фарфора, что отсылает его к опытам супрематистов. В то же самое время художники стремились создать современные вариации на тему классического для фарфора мотива сетки (роспись вазы «Сетка» (1962) Лидии Лебединской).

Тема новостроек и жизни в новых районах была одной из наиболее актуальных для «оттепельной» живописи и графики. Образ Ленинграда в фарфоровом искусстве трансформировался в соответствии с эстетикой «современного стиля». Наиболее последовательно тему города в 1960-х годах развивает Антонина Семенова, примером чего может служить роспись сервиза «Новостройки» (1966).

Для фарфоровой пластики, предпочитавшей в этот период жанровые и анималистические композиции, «современный стиль» проявился в укрупнении форм, снижении детализации, обобщенности и лаконизме. В составе экспозиции предметы декоративной скульптуры, среди которых работы «Новая прическа» (1962), «Купальщица» (1959), «Читающая книгу» (1965) и другие. Жанр анималистики представлен произведениями знаменитых мастеров Бориса Воробьева (скульптура «Черная пантера» (1956)) и Павла Веселова (композиция «Жирафы» (1960)).

Особое значение для культуры «оттепели» имел IV Всемирный фестиваль молодежи и студентов, проходивший в 1957 году в Москве. Образ голубя мира стал одним из главных символов фестиваля. На выставке эта тема звучит в работах Эдуарда Криммера – скульптуре «Голубь» (1957) и серии небольших фигур голубей-сувениров.

Для Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова эпоха «оттепели» стала временем активного участия в отечественных и зарубежных выставках, на которых произведения скульпторов и художников, работавших на предприятии, неоднократно удостаивались наград. В их числе Всемирные выставки в Брюсселе (1958) и Монреале (1967), Международные выставки керамики в Остенде (1959) и Праге (1962), а также многочисленные всесоюзные, республиканские и региональные экспозиции.

Выставка «Декоративный минимализм. “Оттепель” в советском фарфоре» - девятнадцатая из цикла «Поднесение к Рождеству», посвященного истории и искусству фарфора Императорского фарфорового завода, известного в советское время как Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ). Этот цикл стал возрождением Эрмитажем давней традиции, когда в канун рождественских праздников в Зимнем дворце с конца XVIII века показывали лучшие изделия, созданные на Императорских производствах в Санкт-Петербурге.

В цикле «Поднесение к Рождеству» принимает участие авторский фарфор художников АО «Императорский фарфоровый завод». На экспозиции представлены новые работы художников предприятия, вдохновленных «декоративным минимализмом» и породившей его эпохой «оттепели».

Выставка «Декоративный минимализм. “Оттепель” в советском фарфоре» приурочена к исполнившемуся в 2020 году 100-летию Ларисы Григорьевой (1920–1997), яркой представительницы «современного стиля» в искусстве Ленинградского фарфорового завода.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный иллюстрированный каталог: «Декоративный минимализм. “Оттепель” в советском фарфоре».

Авторы статей каталога научные сотрудники Отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа: И.А. Шик («”Второй модернизм” в советском фарфоре»);

И.К. Майстренко («Лариса Григорьева — художник “современного стиля”»).

Выставка подготовлена Отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа (Заведующая Анна Владимировна Иванова). Куратор выставки — Ида Александровна Шик, кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник Отдела «Музей Императорского фарфорового завода».

www.museum.ru/N76675
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.01.2021  x    ?  


Акция «Бесплатные экскурсии по ВДНХ» продлена

Выставка графики и живописи Екатерины Серебряковой «Чувства»

Покровскому собору 460

Сергей Баранов. Котлован. По повести Андрея Платонова

Презентация книги «Узелки блокадной памяти» в Мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда

Выставка "Передвижники" в Ржевском выставочном зале

Постеры из коллекции Пушкинского музея на выставке в Московском метрополитене

Выставка Анастасии Кузнецовой-Руф "Так никто не делает" в галерее Файн Арт

Конференция «Музеи в пространстве культуры: вызовы времени и новые решения» в Екатеринбурге

Выставка «Охота пуще неволи»

Ленинградский Рок-клуб в фотографиях. К 40-летнему юбилею

Выставка «Новые идеи для города: вода в городе»

I триеннале декоративного искусства в Пензе

Владимир Трещёв. Посвящение городу

Выставка Ирины Левашевой «О путешествиях японской тушью»

Бесценное сокровище Уэлена

"Нет праведника без почитания книжного". Выставка рукописных книг Русского Севера XVI–XX веков

Юрий Гусев. Мста

Выставка «Светопись. Фототеатр Марины Свининой»

Театр Александра Бенуа. Мания Петрушки

Выставка «Коллекция Валериана Вадимовича Величко»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2021 Museum.ru