26 декабря 2020 года в Государственном Эрмитаже открывается выставка из цикла «Поднесение к Рождеству» - «Декоративный минимализм. “Оттепель” в советском фарфоре». Выставка организована Государственным Эрмитажем при участии АО «Императорский фарфоровый завод».
Разнообразные фарфоровые произведения, представленные в Западине Восточной галереи Зимнего дворца, рассказывают об эпохе 1950-1960-х годов, которую принято называть периодом «оттепели». В составе экспозиции более ста шестидесяти фарфоровых изделий - сервизы, вазы, образцы мелкой пластики, - создающих яркий и неповторимый образ своего времени, а также работы современных художников Императорского фарфорового завода, подготовленные специально к выставке.
Период хрущевской «оттепели» – время значительных изменений в общественном сознании и социальной жизни, которые нашли яркое отражение в искусстве и культуре. Эстетической доминантой эпохи становится «современный стиль» с характерным для него тяготением к простым формам, установкой на функциональность, а также удобство и экономичность в производстве. Это стиль повседневности - доступный и практичный.
Источниками формирования нового стиля стали художественные традиции модерна и ар-деко, творческие поиски представителей русского авангарда, народное искусство и архаика, а также современное зарубежное изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
В искусстве фарфора «оттепель» проявилась в активной разработке форм, обновлении тематики росписей, выработке новаторского художественного языка, который можно обозначить как «декоративный минимализм».
Ведущая роль в этом процессе принадлежала скульпторам и художникам Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова. Новый художественный стиль, предложенный мастерами завода, стал продолжением традиций авангарда в декоративно-прикладном искусстве и имел важное значение для его дальнейшего развития.
В дизайне новых фарфоровых форм нашла отражение тенденция к «борьбе с излишествами»: скульпторы отказались от лепных, рельефных украшений и сложных силуэтов, характерных для послевоенного декоративно-прикладного искусства, и предпочли лаконичные модернистские решения.
Разработкой форм в новом стиле занимались Анна Лепорская, Эдуард Криммер, Владимир Семенов, Владимир Городецкий, Серафима Яковлева и другие.
Представленная на выставке ваза Владимира Семенова «Кристалл» (1956), завоевавшая Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе (1958), стала своеобразным символом «современного стиля», знаком времени и перемен в декоративно-прикладном искусстве. Ее волнообразная органическая форма воспринималась абсолютной новацией в ряду классических вазовых форм, а использование в этом предмете не свойственного фарфору черного цвета привело к необычному декоративному эффекту.
Формы, созданные Анной Лепорской, отличает классическая строгость и ясность, безукоризненность пропорций, которая сочетается у нее с мягкостью и плавностью линий. В основе ее вазовых форм часто лежат переосмысленные природные мотивы — таковы произведения «Березка» (1962), «Рябинка» (1962), «Нарцисс» (1962), представленные на выставке. Тяготение к мягким, обтекаемым формам, популярное в декоративно-прикладном искусстве «оттепели», нашло воплощение в работах Эдуарда Криммера - сервизы «Купава» (1958), «Солнце» (1961). Актуальные тенденции «современного стиля» отражены в формах ваз и сервизов Серафимы Яковлевой.
Для росписей этого времени характерны стилизованные, условные композиции, в которых проявляется стремление передать «общее впечатление» от изображаемого. В числе основных тем, вдохновлявших художников-фарфористов, – флоральные мотивы, пейзажи, новое строительство. Важной особенностью «оттепельного» фарфора становится стремление показать красоту и подчеркнуть высокое качество материала, что приводит к популярности в 1960-е годы белого фарфора без росписи, который начинает восприниматься как законченное произведение.
Цветочные росписи — один из самых традиционных для фарфорового искусства мотивов — в период «оттепели» трансформируются в полном соответствии с требованиями «современного стиля». Художники предлагают упрощенные, стилизованные изображения цветов, превращая их в самостоятельный мотив и отказываясь от классических для росписи фарфора типов композиции и сложных флоральных орнаментов. Одним из самых ярких примеров творческого переосмысления растительных мотивов в стилистике декоративного минимализма является сервиз «Подснежник» (1960) Ларисы Григорьевой.
Пейзаж в современном стиле очень популярен среди художников этого времени. Зимний пейзаж — одна из ключевых тем раннего творчества Владимира Городецкого (росписи ваз «Зимний день» (1962) и «Снег» (1962)). Красотой образов завораживают пейзажи фарфорового сервиза «Зима» (1964) Ларисы Григорьевой. Тема ленинградской весны поэтически звучит в росписи сервиза «Весенние тени» (1959) Нины Славиной.
Мастера проявляли интерес к абстракции и предлагали оригинальные трактовки орнаментов. Цветовое решение стало предельно сдержанным и лаконичным, тяготея к контрастности или, напротив, к тональному единству. В росписи сервиза «Контраст» (1959) Нины Павловой красный декор противопоставлен белой поверхности фарфора, что отсылает его к опытам супрематистов. В то же самое время художники стремились создать современные вариации на тему классического для фарфора мотива сетки (роспись вазы «Сетка» (1962) Лидии Лебединской).
Тема новостроек и жизни в новых районах была одной из наиболее актуальных для «оттепельной» живописи и графики. Образ Ленинграда в фарфоровом искусстве трансформировался в соответствии с эстетикой «современного стиля». Наиболее последовательно тему города в 1960-х годах развивает Антонина Семенова, примером чего может служить роспись сервиза «Новостройки» (1966).
Для фарфоровой пластики, предпочитавшей в этот период жанровые и анималистические композиции, «современный стиль» проявился в укрупнении форм, снижении детализации, обобщенности и лаконизме. В составе экспозиции предметы декоративной скульптуры, среди которых работы «Новая прическа» (1962), «Купальщица» (1959), «Читающая книгу» (1965) и другие. Жанр анималистики представлен произведениями знаменитых мастеров Бориса Воробьева (скульптура «Черная пантера» (1956)) и Павла Веселова (композиция «Жирафы» (1960)).
Особое значение для культуры «оттепели» имел IV Всемирный фестиваль молодежи и студентов, проходивший в 1957 году в Москве. Образ голубя мира стал одним из главных символов фестиваля. На выставке эта тема звучит в работах Эдуарда Криммера – скульптуре «Голубь» (1957) и серии небольших фигур голубей-сувениров.
Для Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова эпоха «оттепели» стала временем активного участия в отечественных и зарубежных выставках, на которых произведения скульпторов и художников, работавших на предприятии, неоднократно удостаивались наград. В их числе Всемирные выставки в Брюсселе (1958) и Монреале (1967), Международные выставки керамики в Остенде (1959) и Праге (1962), а также многочисленные всесоюзные, республиканские и региональные экспозиции.
Выставка «Декоративный минимализм. “Оттепель” в советском фарфоре» - девятнадцатая из цикла «Поднесение к Рождеству», посвященного истории и искусству фарфора Императорского фарфорового завода, известного в советское время как Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ). Этот цикл стал возрождением Эрмитажем давней традиции, когда в канун рождественских праздников в Зимнем дворце с конца XVIII века показывали лучшие изделия, созданные на Императорских производствах в Санкт-Петербурге.
В цикле «Поднесение к Рождеству» принимает участие авторский фарфор художников АО «Императорский фарфоровый завод». На экспозиции представлены новые работы художников предприятия, вдохновленных «декоративным минимализмом» и породившей его эпохой «оттепели».
Выставка «Декоративный минимализм. “Оттепель” в советском фарфоре» приурочена к исполнившемуся в 2020 году 100-летию Ларисы Григорьевой (1920–1997), яркой представительницы «современного стиля» в искусстве Ленинградского фарфорового завода.
К выставке Издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный иллюстрированный каталог: «Декоративный минимализм. “Оттепель” в советском фарфоре».
Авторы статей каталога научные сотрудники Отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа: И.А. Шик («”Второй модернизм” в советском фарфоре»);
И.К. Майстренко («Лариса Григорьева — художник “современного стиля”»).
Выставка подготовлена Отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа (Заведующая Анна Владимировна Иванова). Куратор выставки — Ида Александровна Шик, кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник Отдела «Музей Императорского фарфорового завода».