9 декабря в Михайловском (Инженерном) замке открывается выставка произведений Александра Бенуа (1870 - 1960) - художника, критика, историка искусств, основателя и идеолога художественного объединения "Мир искусства", представителя прославленной творческой династии, ярчайшего деятеля Серебряного века русской культуры.
На экспозиции представлены живописные и графические произведения 1890-х - 1930-х из коллекции Русского музея - исторические и жанровые композиции, пейзажи, книжные иллюстрации, театральные эскизы. Многие из них почти неизвестны широким кругам зрителей, поскольку из-за хрупкости материала (бумаги) и опасности выцветания водяных красок они редко экспонируются.
Первый зал экспозиции знакомит нас с живописными произведениями Бенуа. В них отражена вся многогранность увлечений и интересов мастера.
Мир театра, и особенно старинного театра, в котором действительность и вымысел постоянно меняются местами, волновал Бенуа с детства. Картины "Арлекинада" и "Итальянская комедия" (обе - 1906) воскрешают наивную и балаганную атмосферу итальянской комедии масок с ее свободной импровизацией и веселой зрелищностью.
Излюбленная тема Бенуа - эпоха Короля-Солнца - предстает на картине "Маскарад при Людовике XIV" (1898).
В холсте "Бретонские танцы" (1906) Бенуа передал характерную только для этого, не похожего на остальную Францию, края атмосферу праздника: архаичного, строго следующего традициям, хранящего память о "других" временах.
Влияние идей неоклассицизма ощущается в эскизах монументальных росписей возведенного в Москве Казанского вокзала. Среди них яркое по колориту панно "Азия" (1914-17), созданное автором для зала ресторана. Увы, замысел не был реализован.
Следующие залы посвящены образу Версаля в творчестве Бенуа.
В 1905-07-м главное место в занятиях Бенуа занимала живопись. Одну из групп пейзажей тех лет составили изображения Версаля. "Героями" версальских этюдов, представленных на выставке, являются сам величественный парк, фонтаны и бассейны и "населяющие" их скульптуры. Бенуа любил эту сотворенную волей человека природу в солнечные часы, но чаще изображал в серые дни лета, в сумраке осени и зимы.
Ретроспективные произведения Бенуа всегда рождались на конкретном историческом материале, и его очень волновала передача атмосферы ушедшей жизни. Это с особой силой сказалось в знаменитом цикле акварелей и гуашей "Последние прогулки короля Людовика XIV" (1897), которые Бенуа создал во Франции под впечатлением от Версаля. Художник принципиально не выбирал для своих композиций значительные события из жизни Короля-Солнца: для него был важнее дух времени, аромат эпохи ("Людовик XIV. Кормление рыб", "Версаль. У Курция"). Бенуа даже не всегда акцентировал фигуру главного героя. При этом огромную роль в этих работах играет пейзаж, задающий настроение всей композиции.
Бенуа и театр - такова тема следующего зала.
В Мариинском театре Бенуа совместно с балетмейстером Михаилом Фокиным осуществил постановку балета Николая Черепнина "Павильон Армиды". Спектакль и серия эскизов декораций и костюмов к нему (1907) принадлежат к высшим достижениям национального театра и оказали сильное влияние на театральное искусство Европы. С организацией Сергеем Дягилевым Русских балетных сезонов для Бенуа начался новый этап творчества, в котором театр занял главное место.
Бенуа возглавлял художественную часть "сезонов". В Париже он смог реализовать замыслы, связанные с его давним увлечением балетом. Вместе с Фокиным он создавал спектакли, дававшие удивительные образцы синтеза музыки, хореографии, цвета. Оформленные им балеты, среди которых "Петрушка" Игоря Стравинского, стали классикой мирового театрального искусства. При этом Бенуа был не только художником, но и постановщиком балетов. В России он несколько лет сотрудничал с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко, оформляя и режиссируя спектакли в Московском художественном театре ("Мнимый больной", 1912-13).
После революции Бенуа сыграл огромную роль в создании спектаклей "большого стиля" в академических театрах Петрограда. В бывшем Мариинском театре он оформил и поставил свои прославленные, уже широко известные за рубежом балеты "Павильон Армиды" (1919) и "Петрушка" (1920). Последний из вариантов этого спектакля, наряду с оперой "Пиковая дама" (1920-21), сам Бенуа считал лучшей своей постановкой. Увы, к середине 1920-х мастера все чаще стали критиковать за "стилизаторство" и "буржуазный эстетизм", и он лишился работы в театре.
Продолжает экспозицию зал, посвященный Бенуа-иллюстратору. Впервые художник попробовал себя в иллюстрации, создав рисунки на темы родной истории для книги Николая Кутепова "Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век", к повестям Пушкина "Капитанская дочка" (1904) и "Пиковая дама" (1905). Особое место занимает первая серия иллюстраций к поэме "Медный всадник" (1903) - шедевр отечественной книжной графики. Над "Медным всадником" Бенуа работал и в последующие годы.
В 1907-08-м Бенуа вновь сотрудничал с Кутеповым: для его книги "Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси. Конец XVIII и XIX век" он создал гуаши историко-бытового жанра, запечатлевшие Павла I, Александра I, великого князя Николая Павловича с супругой Александрой Федоровной. Эти произведения положили начало серии композиций Бенуа на темы русской истории, решенных в том же ключе. Первой среди них была известнейшая картина "Парад при Павле I" (1907) - иллюстрация к "Русской истории в картинках". Из других подобных работ выделяется выразительная гуашь "Петр I на прогулке в Летнем саду" (1910).
В равной степени детям и взрослым предпослана остроумно сочиненная "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1904), предполагающая внимательное "прочтение" детали за деталью ("Театр", "Яблоня").
Последний зал экспозиции знакомит нас с Бенуа-портретистом и пейзажистом.
Разнообразны по мотивам и духовной наполненности созданные Бенуа пейзажи Бретани - ее суровой природы, диких скал, долин, заброшенных жилищ, облик которых отражает замкнутый характер и образ жизни обитателей.
В 1910-е Бенуа в Италии, Швейцарии и Испании работал над пейзажами небольших городков и деревенек ("Наш сад в Монтаньоле", "Розовый дом в Кресоньо" - обе 1912). В эмиграции он остался верен жанру пейзажа. Бенуа открыл для себя Париж старинных парков и кварталов ("Улица в Париже", 1924). В 1930-е он создал целый ряд пейзажей Франции и Италии ("Кассис. Улица", 1931).
Бенуа постоянно рисовал портреты своих близких и коллег из творческой среды. На экспозиции можно увидеть изображения членов его семьи, созданные в разные годы. Мастер с огромной любовью и вниманием запечатлевал даже незначительные бытовые сцены ("Атя и Леля рисуют (А.А. Бенуа и Е.А. Бенуа)", 1902; "А.К. Бенуа и С.Р. Эрнст чистят грибы", 1917). На портретах 1900-10-х перед нами предстают знаковые фигуры Серебряного века: А.П. Остроумова-Лебедева, А.М. Ремизов, Н.Н. Врангель, В.Н. Аргутинский-Долгоруков. В первые послереволюционные годы Бенуа делал много портретов карандашом, запечатлев представителей интеллектуальной элиты того времени ("Г.С. Верейский", "В.Ф. Левинсон-Лессинг", оба - 1921).