НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Посвящение Дмитрию Виноградову. Рождение фарфора «из земли российской»

c 5 декабря 2020 по 4 апреля 2021Санкт-Петербург
Чаша с рельефной виноградной лозой. 1749. Мастер Д.И. Виноградов. Фарфор; роспись надглазурная полихромная. Государственный Эрмитаж
Предметы из собственного столового и десертного сервиза императрицы Елизаветы Петровны. Не ранее 1756–1762. Фарфор; роспись надглазурная полихромная, позолота. Государственный Эрмитаж
Табакерка «пакетовая» на имя императрицы Елизаветы Петровны. 1753 г. Каллиграфия Л.Г. Терского; позолота и роспись А.И. Черного. Оправа: Петергофская гранильная фабрика, мастер П. Семенов. Государственный Эрмитаж
Чашки с блюдцами из Собственного чайного сервиза императрицы Елизаветы Петровны. 1759–1762 годы. Фарфор; роспись надглазурная полихромная, позолота. Государственный Эрмитаж
Яйцо пасхальное с цветочной росписью. 1750-е годы. Фарфор; роспись надглазурная полихромная. Государственный Эрмитаж
5 декабря 2020 года в Арапском зале Зимнего дворца открывается выставка «Посвящение Дмитрию Виноградову. Рождение фарфора “из земли российской”».

Экспозиция к 300-летию со дня рождения создателя русского фарфора Дмитрия Ивановича Виноградова (1720–1758) представляет уникальные произведения из собрания Государственного Эрмитажа, исполненные первым фарфористом России и являющиеся ценнейшими образцами отечественного искусства 1740–1760-х годов.

Дмитрий Иванович Виноградов родился в городе Суздаль в 1720 году. Он обучался в Славяно-греко-латинской академии (Спасские школы) на территории московского Заиконоспасского монастыря, где познакомился с М.В. Ломоносовым. В 1735 году Дмитрий Виноградов и Михаил Ломоносов в числе других учеников были отправлены в Санкт-Петербург для продолжения образования в Академии наук. Затем в 1736 году Дмитрий Виноградов изучал химию, историю, физику и другие науки в университете Марбурга и в центре горнорудной промышленности во Фрейберге, а также совершил поездку по Германии для ознакомления с горными и заводскими предприятиями. Возвратившись в Санкт-Петербург в 1744 году, он успешно сдал экзамены и получил звание бергмейстера (горного инженера).

Основанная императрицей Елизаветой Петровной в Санкт-Петербурге в том же 1744 году Невская порцелиновая мануфактура (с 1765 – Императорский фарфоровый завод) положила начало фарфоровому делу в России. Елизаветинской маркой на фарфоре стал герб Российской империи в виде двуглавого орла, подчеркивающий государственную значимость производства. По предписанию Высочайшего двора надпись на пробной чашке из отечественного фарфора должна была начинаться словами: «Первое в России и из земли российской».

В XVIII веке фарфор слыл роскошью и был востребован как раритетный материал, секрет которого долго оберегался Востоком. Долгожданное открытие тайны «чистого порцелина» произошло именно благодаря таланту и усердию Д.И. Виноградова. В своем научном труде «Обстоятельное описание чистого порцелина как оной в России при Санкт-Петербурге делается купно с показанием всех к тому принадлежащих работ» (1752) Дмитрий Виноградов впервые в европейской практике описал технологию производства фарфора. Первые удачные изделия, вышедшие из под руки Д.И. Виноградова, заложили основу для будущего успешного производства фарфора в России.

Визитной карточкой виноградовского фарфора в Государственном Эрмитаже является представленная на выставке уникальная чаша с рельефной виноградной лозой, отмеченная личным синим подглазурным клеймом мастера «W» и датой: «1749». Виноградная лоза сопоставляется с именем русского мастера, а стилистически - с оформлением мейсенского фарфора, на который тогда ориентировалось петербургское производство.

Изделия из отечественного фарфора органично вписывались в великосветский быт XVIII столетия. В личном обиходе дам и кавалеров появлялись фарфоровые табакерки, их коллекционировали, дарили друг другу. Формы изделий отличались разнообразием: туфелька, барабан, морская раковина, виноград, яблоко и другие, для заказов частным лицам предлагались «пакетовые» табакерки – плоские коробочки в виде запечатанного конверта с надписями, воспроизводящими факсимильный почерк владельца, и имитацией сургучной печати. На выставке экспонируется «пакетовая» табакерка на высочайшее имя основательницы российского производства, с надписью: «Ее Iмператорскому Величеству Елисавете Петровне Самодержице Всероссiйской Г~дрне Всемилостивiйшей» (1753).

К ранней продукции Невской порцелиновой мануфактуры относятся пасхальные яйца с вертикальными отверстиями для подвешивания на ленте. Подобные символичные подарки были традиционными вплоть до начала XX века, их получали на Пасху придворные и приближенные к Императорскому двору. На выставке можно увидеть редкий экземпляр виноградовского периода - Яйцо пасхальное с цветочной росписью (1750-е годы) - произведение входит в тройку известных на сегодня маркированных яиц петербургского производства времени Елизаветы Петровны. Особого мастерства изготовления требовали фарфоровые скульптуры, к которым относятся экспонируемые тонко проработанные шахматные фигуры (1750-е годы).

В ассортимент изделий Невской порцелиновой мануфактуры входили коробочки-бонбоньерки, кувшины и кружки, чайницы, чашки «разных манеров», ложки и черенки для приборов, флакончики, десертные и столовые тарелки, рюмочные и бутылочные передачи, декоративные вазочки. Именной елизаветинский фарфор украшался монограммами владельцев и геральдическими изображениями, в частности родовыми гербами. В этих изделиях отразились все направления рокайльно-барочного искусства второй половины XVIII века. К основным темам относились орнаментальные и растительные композиции, голландские и китайские сюжеты, портреты и баталии, мифы и аллегории, пасторали и пейзажи, птицы из энциклопедических печатных собраний. В живописи предметов преобладала цветочная роспись, «шинуазри», «амуры в облаках», «штофный» декор. В то же время в русском фарфоре появляются первые опыты «картинной» живописи: миниатюрные реплики «малых голландцев».

С особой тщательностью оформлялись чайные и кофейные сервизы, выпуск которых увеличился со второй половины 1750-х годов. На выставке представлены предметы из пышного Собственного чайного сервиза императрицы Елизаветы Петровны с росписью свисающих цветочных гирлянд из незабудок и роз на золоченом фоне (1759-1762).

Значительным событием в жизни русского Двора стало долгожданное появление на императорском столе первого сервиза из отечественного фарфора – Собственного столового и десертного сервиза Елизаветы Петровны (не ранее 1756-1762), предметы из которого экспонируются на выставке. В декоре фарфоровых изделий выделяются лепные гирлянды из роз, украшающие основания корзинок, мисок, солонок. Сквозным орнаментом стала популярная в середине XVIII века трельяжная «решетка» (сетка), отчего сервиз обрел еще одно название: «Собственный решетчатый». Места пересечений позолоченных линий отмечены на изделиях столовой части пурпурными незабудками. Предметы десертной части украшены теми же цветочками с голубыми лепестками, – именно так декорирована представленная на выставке ажурная корзинка. Этот раритет Государственный Эрмитаж приобрел в свою музейную коллекцию в 2020 году. Производство Собственного сервиза Елизаветы Петровны определило дальнейшее процветание молодого российского предприятия, первый сервиз из русского фарфора стал прообразом эффектной кобальтовой сетки – успешного бренда современного петербургского производства фарфора.

В честь юбилея изобретателя русского фарфора Государственный Эрмитаж совместно с Императорским фарфоровым заводом провели художественную акцию «Образ Дмитрия Виноградова». Ее итогом стало создание фарфоровой скульптуры - поэтизированного образа первооткрывателя национального фарфора. За основу была взята белая бисквитная фигура, созданная в 2005 году по модели советского мастера Глеба Садикова (1968). Сведений о внешности ученого почти не сохранилось, известно, что он был высокого роста с темно-каштановыми волосами. Хранители и эксперты Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа предоставили исторические материалы по отечественной истории живописи, костюма, мебели, фарфора XVIII века, следуя которым Нелли Петрова, Главный художник АО «Императорский фарфоровый завод», расписала белую фигуру, внеся свой художественный стиль в «лицечертание» первого русского фарфориста. На фигуре рядом с маркой современного производства, воспроизводящей елизаветинского двуглавого орла, размещены юбилейные надписи: «1720–2020 / Дмитрий Виноградов / 300 лет».

Скульптура «Дмитрий Виноградов» станет даром в коллекцию музея и напомнит о многолетних дружественных связях между Государственным Эрмитажем и Императорским фарфоровым заводом.

Выставка подготовлена Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа (заведующий В.А. Фёдоров). Автор концепции, куратор выставки – Ирина Багдасарова, старший научный сотрудник и хранитель фарфора Отдела истории русской культуры, кандидат искусствоведения.

К выставке сотрудниками Государственного Эрмитажа подготовлены: одноименный фильм, автор сценария – Анна Маслова; и научное иллюстрированное издание «Посвящение Дмитрию Виноградову. Рождение фарфора “из земли российской”» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2020), автор текста - Ирина Багдасарова, дизайн – Ирина Далёкая.

Выставку в Арапском зале Зимнего дворца можно посетить в часы работы музея по входным билетам в Главный музейный комплекс по маршруту № 2 (вход с Церковной лестницы).

www.museum.ru/N76540
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.01.2021  x    ?  


Акция «Бесплатные экскурсии по ВДНХ» продлена

Выставка графики и живописи Екатерины Серебряковой «Чувства»

Покровскому собору 460

Сергей Баранов. Котлован. По повести Андрея Платонова

Презентация книги «Узелки блокадной памяти» в Мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда

Выставка "Передвижники" в Ржевском выставочном зале

Постеры из коллекции Пушкинского музея на выставке в Московском метрополитене

Выставка Анастасии Кузнецовой-Руф "Так никто не делает" в галерее Файн Арт

Конференция «Музеи в пространстве культуры: вызовы времени и новые решения» в Екатеринбурге

Выставка «Охота пуще неволи»

Ленинградский Рок-клуб в фотографиях. К 40-летнему юбилею

Выставка «Новые идеи для города: вода в городе»

I триеннале декоративного искусства в Пензе

Владимир Трещёв. Посвящение городу

Выставка Ирины Левашевой «О путешествиях японской тушью»

Бесценное сокровище Уэлена

"Нет праведника без почитания книжного". Выставка рукописных книг Русского Севера XVI–XX веков

Юрий Гусев. Мста

Выставка «Светопись. Фототеатр Марины Свининой»

Театр Александра Бенуа. Мания Петрушки

Выставка «Коллекция Валериана Вадимовича Величко»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2021 Museum.ru