Третьяковская галерея представляет выставочный проект, посвященный выдающемуся скульптору-портретисту Сарре Дмитриевне Лебедевой (1892-1967).
Состав выставки: около 70 произведений скульптуры, 36 графических работ, архивные материалы
Куратор: Лариса Бедретдинова
Сарра Лебедева давно стала признанным классиком, без упоминания ее произведений не обходится ни один исторический обзор советского искусства. Однако последняя персональная выставка Лебедевой прошла в Галерее более 50 лет назад - в 1969 году. Настоящий проект открывает для зрителя новые грани творчества художницы - не только портретиста, но и создателя монументально-декоративных произведений, проектов памятников А.С. Пушкину, Ф.Э. Дзержинскому, А.П. Чехову. Представленные в экспозиции архивные материалы, рисунки и эскизы, фотографии несохранившихся произведений - все это демонстрирует зрителю разнообразный и многоплановый художественный мир Лебедевой.
После окончания гимназии в 1910 году Сарра Лебедева училась в Санкт-Петербурге, в частной школе рисунка, живописи и скульптуры художника М.Д. Бернштейна и в мастерской известного скульптора Л.В. Шервуда. Начало ее самостоятельной работы совпало с первыми годами революции. Лебедева принадлежала к тому же поколению, что и "амазонки авангарда" - Ольга Розанова, Любовь Попова, Варвара Степанова, но ее талант, со свойственным ей реалистическим видением мира, особенно ярко раскрылся, когда наступил закат авангарда. Она стала заниматься в первую очередь портретом, поскольку чувствовала к нему склонность, но также и потому, что работа в портретном жанре не требовала больших пространств и позволяла мириться с отсутствием мастерской. К середине 1920-х годов Лебедева приобрела известность как блестящий портретист камерного склада, автор психологически тонких, иногда иронически заостренных, иногда романтически возвышенных, но всегда предельно правдивых изображений людей самых разных социальных слоев и профессий. В своих скульптурных портретах она сумела запечатлеть нечто большее, чем внешний облик героев. В этих образах, особенно женских, отражены трепетность жизни, ощущение ее скоротечности и одновременно раскрываются глубинные свойства человеческой натуры.
В 1930-е годы Сарра Лебедева создает портретные изображения детей, ей поступают заказы на монументально-декоративную пластику и памятники, на это же время приходятся ее эксперименты на Конаковском фаянсовом заводе. Уже с конца 1920-х Лебедева стала экспонировать на выставках не только портреты, но и натурные этюды обнаженных фигур, которые она лепила постоянно на протяжении всей творческой жизни. Ее этюды стали своего рода подготовкой для обращения к монументально-декоративным работам 1930-х годов: статуе "Шахтер", созданной специально для "Индустрии социализма", самой значительной из выставок того десятилетия, портретной статуе А.Г. Стаханова со знаменем для главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, открывшейся в 1939 году, и парковой скульптуре "Девочка с бабочкой", экземпляр которой, отлитый из цемента, стоял некоторое время в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в Москве.
Во время Великой Отечественной войны Сарра Лебедева создала много портретов ее участников, но не изменяла своим принципам и не пыталась подчеркнуть в облике моделей то, что должно быть присуще воинам: выражение решимости и отваги, суровости, к чему стремились многие другие портретисты. В послевоенные годы, когда началась кампания борьбы с импрессионизмом и тем, что называли формализмом, работы Лебедевой критиковались за этюдность и свободную живописную лепку, в которой видели лишь незаконченность. Женские портреты этих лет показывают частного человека, его повседневную жизнь, в них звучат лирические интонации, однако критиками они воспринимались как слишком обыденные и безыдейные. В этот период, не получая портретных заказов, Лебедева обратилась к новому для себя жанру надгробия, в котором она работала до начала 1960-х годов, когда вынуждена была оставить скульптуру из-за наступающей слепоты.
После смерти художницы большое число скульптурных и графических работ, а также архивные документы поступили в Третьяковскую галерею. К этому времени музей уже обладал значительной частью ее лучших работ разных десятилетий. Сложившаяся в Галерее коллекция позволяет полноценно представить на настоящей выставке все периоды творчества скульптора, а также познакомить зрителей с наиболее интересными документами из ее архива. Экспозиция дополнена фрагментом фильма, посвященного Сарре Лебедевой, который был снят в 1968 году. Среди архивных материалов можно будет увидеть такой документ, как справка о праве беспрепятственного круглосуточного передвижения по Петрограду, выданная Лебедевой, когда она работала в "Окнах РОСТА". Отдельный видеоролик познакомит зрителей с хранящимися в отделе рукописей Третьяковской галереи фотографиями, на которых запечатлены несохранившиеся или малоизвестные произведения Сарры Лебедевой.
Инженерный корпус, Москва, Лаврушинский переулок, 12, 3-й этаж