Центру фотографии имени братьев Люмьер в этом году исполняется 10 лет с момента основания. К юбилею Победы в Великой Отечественной войне Центр представляет фото из собственной коллекции, посвященные искусству военной фотографии в СССР.
В коллекцию Галереи имени братьев Люмьер входят работы Якова Халипа, Макса Альперта, Марка Маркова-Гринберга, Михаила Трахмана, Александра Устинова, Якова Рюмкина, Евгения Халдея, Александра Петрусова, Михаила Грачева, Дмитрия Бальтерманца и других фотографов, которые создавали репортажи во время военных действий.
Военный репортаж
История военного репортажа в советской фотографии берет свое начало уже в 1920-е–1930-е годы. Темой работ фотографов-авангардистов таких, как Борис Игнатович, часто становились военные и физкультурные парады. В 1936 году для фотоальбома «Красная Армия» Яков Халип создает серию фотографий о Балтийском флоте, ставшую впоследствии знаковой для его творчества и истории советской фотографии в целом. Тема авиации этого периода раскрывается в работах многих советских авторов, документировавших авиапарады, например, у Марка Маркова-Гринберга.
Из воспоминаний Марка Маркова-Гринберга о работе фоторепортером во время Великой Отечественной войны:
«На рассвете — на передовую. Съемка в экстремальных условиях. Возвращение на перекладных в редакцию. Проявка пленки и ночная печать. И так ежедневно. Засыпал у увеличителя. Все кадры, связанные с Великой Отечественной войной, мне очень дороги. Особенно на Курской дуге. Радовался успехам моей армии и радовался приезду Евзерихина — связи с Большой Землей. Радовался времени, когда я мог выспаться. Убийственно хотелось спать».
«Самым дорогим был День Победы. Ловил себя на том, что, ликуя со своими боевыми друзьями, я забывал о своих репортерских обязанностях и давал ФЭДу отдыхать больше, чем ему надо было».
Яков Халип
Советский фотограф и репортер Яков Халип (1908-1980) окончил ВГИК по специальности "оператор". Большое влияние на Халипа оказали Борис Барнет и Сергей Эйзенштейн, с которыми он работал на Московской киностудии. На первой знаковой картине, где Халип работал ассистентом, художником-постановщиком и фотографом был Александр Родченко. Методы работы Родченко послужили важным образцом для молодого автора. В 1930-м году Яков Халип приходит в знаменитый журнал "СССР на стройке", где работает вместе с такими мастерами фотографии как Аркадий Шайхет, Макс Альперт, Семен Фридлянд и Георгий Петрусов. Вскоре он сам становится одним из ведущих репортеров издания. Там же происходит второе знакомство с Александром Родченко, которого Халип считал своим наставником. Благодаря профессионализму и готовности к экспериментам в 1936-м году Якова Халипа приглашают на работу в журнал "Интурист".
Одна из известных серий Халипа - работа над фотоальбомом "Красная Армия" с запоминающимся кадром "В дозоре". Другая не менее знаковая для Якова Халипа работа - документальная серия о работе Дрейфующей станции "Северный полюс-1" и спасении папанинской четверки. В 1938 г. Яков Халип в качестве специального корреспондента газеты "Известия" едет на Северный полюс и становится одним из немногих свидетелей операции. В военной и послевоенной биографии Якова Халипа есть много других историй. Его работы знакомы всем, кто через фотографию соприкасался с историей России 30-х и 40-х годов ХХ века, Второй Мировой войны и послевоенного времени. Фотографируя для газет, журналов и книг, Яков Халип всегда сохранял авторский взгляд, выдерживая тонкую грань между искусством и политикой.
Советская фотография периода Великой Отечественной войны
Военная фотография в Советском Союзе выполняла самые разные задачи. Она информировала о положении дел на фронтах, показывала смертоносность войны и фиксировала разрушения в стране. С другой стороны, она оставалась эмоциональной – фотография показывала горе, несла весточку с фронта, тем, кто в тылу ждал увидеть своих близких, и возвещала о долгожданной победе. В советской военной фотографии можно различить и соцреалистические картины, и постановки, и живую репортажную съемку. Но неизменно высока именно документальная ценность этих видов фотографии войны. Документальная фотография показывает и события, и место действия, и его видение современниками. Фоторепортеры могли запечатлеть картину события, сформированную с целью вдохновить на победу, отстоять свою независимость, и оставить свидетельство этого времени для истории.
«...Судьба приписала меня к счастливому поколению людей, которым довелось родиться накануне грандиозных исторических событий в нашей стране. Счастлив, что профессия фоторепортера дала мне возможность на протяжении почти полувека быть свидетелем славной истории моей Родины...», – говорил о своей профессии фотограф Александр Устинов.
Фоторепортеры военного времени
Макс Альперт - "Комбат"
Своеобразным символом Великой отечественной войны стала фронтовая фотография Макса Альперта, в том числе эмоционально сильный и драматичный кадр "Комбат". Энергичная фигура командира на переднем плане, выросшая на фоне бесконечного неба, демонстрирует готовность человека встать на грань между жизнью и смертью, усиливает напряжение, намеченное общим направлением атаки. Мастерство Макса Альперта как фоторепортера позволило превратить мимолетный эпизод боя за мгновение до неминуемой гибели в символ героизма.
Профессиональный опыт фоторепортера, накопленный Максом Альпертом за годы работы в различных советских изданиях, оказался востребован во время Великой Отечественной войны. Работая на ТАСС и "Совинформбюро", Альперт часто выезжал на фронт, делал снимки как в тылу, так и в боевой обстановке. Лучшие его работы до сих пор являются документами большой эмоциональной силы.
Михаил Трахман
В годы Великой Отечественной войны Михаил Трахман (1918-1976) работал фотокорреспондентом Совинформбюро. Основным его инструментом была знаменитая камера "Лейка", но часто в его руки попадало и боевое оружие. Он снимал в блокадном Ленинграде, в Пскове и в Белоруссии, участвовал в освобождении Польши и Венгрии. Наиболее известны его фотографии из партизанской серии, сделанные в тылу немецких войск. В своих дневниках он писал: "Много снимаю, хотя знаю, что 80% снятого пойдет в корзину, но снимать нужно, так как такие вещи бывают раз в жизни". Благодаря этим фотографиям он вошел в историю военного репортажа. Михаил Трахман награжден орденом Красной звезды и медалями "За оборону Ленинграда" и "Партизанской медалью", которой особенно дорожил.