10 марта 2020 года в Центре мультимедиа Русского музея состоялось необычное празднование 175-летия императора Александра III, инициатора создания Русского музея – первого государственного собрания национального искусства. Организатором события стал «Центр мультимедиа Русского музея», инновационная площадка, способствующая развитию новых форм работы с наследием русского искусства. В рамках мероприятия, обозначенного как «Александр III. Дигитальный день рождения», состоялся премьерный показ мультимедийного фильма «Александр III. Бронзовый странник», созданного сотрудниками Центра мультимедиа совместно с другими отделами Русского музея. Событие получило широкий резонанс: количество желающих попасть на мероприятие превысило возможности камерного пространства Центра мультимедиа настолько, что был организован дополнительный показ.
Фильм «Александр III. Бронзовый странник» рассказывает о судьбе одного из интереснейших экспонатов Русского музея – конного памятника императору Александру III. Созданный в 1909 году скульптором Паоло Трубецким, монумент был установлен у Николаевского вокзала в Санкт-Петербурге. После революции 1917 года начался сложный, полный драматических коллизий «путь» памятника, тесно связанный с событиями отечественной истории. В 1939 году он вошел с собрание Русского музея, а в 1990-е годы был установлен во внутреннем дворе Мраморного дворца, где ранее находился знаменитый революционный броневик, с которого произносил речь В.И. Ленин. Удивительным образом во дворе Мраморного дворца сошлись пути памятника российскому императору и артефакта, связанного с личностью главного разрушителя монархии в России. Сегодня волна общественного внимания регулярно возвращается к парадоксальной судьбе памятника Александру III. По замыслу создателей фильма исторический путь этого выдающегося монумента – это не только путь конной статуи: это и путь государства, и путь музея, это странный русский путь.
В связи с большим интересом к фильму, Центр мультимедиа Русского музея вскоре планирует его повторную демонстрацию, а также – продолжение практики кинопоказов фильмов Русского музея.