Место проведения: Поленовская дача Музея-заповедника «Абрамцево»
Время проведения: с 25 декабря 2019 года до 1 марта 2020 года
Путешествия были неотъемлемой частью жизни Мамонтовского (Абрамцевского) художественного кружка. Выставка «Страны и странствия» не случайно приурочена к новогодним праздникам, поскольку именно поздней осенью или зимой Мамонтовы нередко отправлялись в тёплые страны, прежде всего в Италию.
Однако больше всего они путешествовали по России. Выставка открывается разделом, посвящённым теме дороги в отечественном изобразительном искусстве. Огромные российские пространства, бескрайние поля вдохновляли художников на создание произведений, в которых мотив дороги или водного пути становился главным в решении художественных задач. Дороги, извилистые тропинки, разбитая колея изображены в произведениях Елены Поленовой, Архипа Куинджи, Аполлинария Васнецова, Адриана Сильверсвана. Героиней этюдов Михаила Нестерова, Ильи Остроухова, Аполлинария Васнецова стала река Воря, на высоком берегу которой расположена усадьба Абрамцево. Образы паломников, странников, богомольцев можно видеть в работах Сергея Коровина и Михаила Нестерова.
Участники Мамонтовского кружка много путешествовали по историческим окрестностям, включая Хотьково, Радонеж, Благовещенье, Троице-Сергиеву Лавру, а также Ростов, Ярославль, Кострому, с целью сбора предметов крестьянского быта для абрамцевского домашнего музея. Эти высокохудожественные вещи стали образцом для создания мебели русского стиля. В поездках художники выполняли многочисленные зарисовки резьбы, интерьеров крестьянских изб и древних церквей, деталей архитектуры. Во многом благодаря этим экспедициям и был создан неповторимый образ Абрамцевского храма.
Значительный раздел выставки посвящён европейским путешествиям. Многочисленные акварельные архитектурные пейзажи неизвестного итальянского художника позволяют представить, какими видели Мамонтовы достопримечательности Италии. Важнейшие события в жизни Мамонтовых были связаны с этой страной. В Италии в 1864 году познакомились молодые Савва Мамонтов и Лиза Сапожникова. В этой поездке будущая невеста вела дневник, а её мать, Вера Владимировна Сапожникова, записную книжку. В 1872 году Мамонтовы познакомились в Италии с художниками — В. Поленовым, М. Антокольским, историком искусства А. Праховым, композитором М. Ивановым. Тогда же Савва Иванович увлёкся скульптурой.
Очень плодотворной была поездка Мамонтова по Италии в 1888 году вместе с молодым Константином Коровиным. Художником было создано много этюдов, а Мамонтов вёл дневник. О Флоренции этого времени, изображённой в акварели В.И. Сурикова, Савва Иванович пишет: «Общий тон Флоренции — отсутствие современной лавки и фабричной красоты… Ряд великих мастеров создавали этот характер и неотразимой силой своего гения подчинили себе всё общество, начиная с могущественного герцога, папы и кончая последним бедняком. Искусство не было прихотью, приятной забавой, оно руководилось жизнью, политикой, на него опиралась церковь и религия. Золотой счастливый век!»
На выставке также экспонируются произведения живописи, мозаичная икона, альбомы с фотографиями, путеводители, которые в качестве сувениров привозили Мамонтовы. Среди них — альбом с фотографиями произведений популярного итальянского художника Доменико Морелли, который Мамонтовы и их гости с удовольствием рассматривали по вечерам.
Но, восхищаясь европейским искусством, вдохновляясь им, художники сходились во мнении, выраженном в одном из писем Елизаветы Григорьевны: «Чем ближе всматриваюсь я в жизнь и искусство здесь, мне наше, русское, всё симпатичнее и симпатичнее становится. Не правы Соловьёв и компания, утверждающие, что Россия уже всё сказала. Нет, у нас ещё гораздо больше материала в задатках, чем у них, мы ещё ближе к истине, чем они…»