Московский музей современного искусства и галерея «Триумф» представляют многочастный проект «ПОЛИХРОНИЯ. ПРАКТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМПОРАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ СОВРЕМЕННОСТИ», в котором принимают участие зарубежные и российские художники и теоретики искусств. В течение года на площадке Образовательного центра ММОМА пройдет ряд выставочных проектов, лекций, дискуссий и кинопоказов, объединенных общей темой осмысления современности через различные формы переживания и трактовки времени.
В основе первой части проекта «ТОПОС ВРЕМЕНИ» лежит предположение, что линейное восприятие времени не соответствует действительности, а потому настоящее вариативно и представляет собой сложное сочетание различных временных потоков. Развитие современных технологий создает эффект нарушения временных последовательностей, а мгновенность коммуникаций, гибкость рабочего графика и изменение жизненных циклов, виртуализация повседневности сказывается на искажении в привычном временном восприятии. В то же время, новый эволюционный виток не охватывает все аспекты жизни и люди продолжают существовать в мире экономического и политического неравенства, в условиях жесткой социальной несправедливости.
Участники коллективной выставки «ТОПОС ВРЕМЕНИ», рассказывающей о современном мире через отношения времени и пространства, обращаются к различным культурным ландшафтам. Представленные на выставке проекты затрагивают драматические эпизоды истории, заново переосмысляя ее, и стремятся найти способы преодоления социальных травм, расширения горизонтов коллективной памяти, выработки новых форм взаимоотношений с прошлым и будущим.
Большая часть проекта «ПОЛИХРОНИЯ» исследует оставленные за гранью внимания территории, забытые истории и переосмысление тяжелых моментов прошлого. Так, фильм Kairos (2012) Алексиса Дистопа исследует инфраструктуру ландшафта Австралийской засушливой зоны, являющейся результатом колониальной экспансии. Видеоработа Фемке Херрегравен «Терабайты толкающие террабиты» (2017) посвящена процедуре эксплуатации земли крупными корпорациями, а работа Silbersee (2015) Александры Навратил рассказывает историю озера в Восточной Германии, которое из-за развития химического производства стало самым загрязненным местом страны. В фильме «Герои» (2018) Кёкен Эргун представляет пример того, как места памяти становятся зонами столкновения призраков прошлого и идеологических фантомов настоящего. А главная тема работы Димы Филиппова «До твоей стороны всего один шаг» (2019) — это постсоветский ландшафт, разрушение прежних социальных структур и оставленные ими следы.
В то же время, другие работы художников строят предположения о возможных траекториях развития человечества и новых формах взаимодействия с реальностью. Так, проект теоретика и архитектора Лиама Янга, созданный им в соавторстве со студентами SCI-Arc, посвящен видению города будущего, где линейный ритм истории дробится и множится, смешивая архаику, современность и футурологические гипотезы.
Куратор: Юлия Аксенова
Художники: Клемент Вала, Алексис Дистоп, Кокен Эргун, Александра Навратил, Фемке Херрегавен, Лиам Янг и SCI-Arc masters 18/19 Showreel, Агентство Сингулярных Исследований (Станислав Шурипа, Анна Титова), Дима Филиппов, Stain (Александра Гаврилова и Сергей Титов)
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 5 ДЕКАБРЯ 2019 — 19 ЯНВАРЯ 2020
АДРЕС: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ММОМА, ЕРМОЛАЕВСКИЙ, 17