НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. Метафора, метафизика, метаморфоза

c 27 ноября 2019 по 23 февраля 2020Москва
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. Артефакты. Из цикла «Аппликации».1993. Предоставлено авторами
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. Артефакты. Из цикла «Из Напуля».1994. Предоставлено авторами
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. Артефакты. Из цикла «Жизнь треугольника». 1976. Предоставлено авторами
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. Артефакты. Из цикла «Реверсивные инсталляции». 1997. Предоставлено авторами
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. Артефакты. Из цикла «Пейзаж диктует». 1997. Предоставлено авторами
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет проект Франциско Инфанте и Нонны Горюновой «Метафора, метафизика, метаморфоза». На выставке представлены ранняя живопись, графика, эскизы проектов, позволяющие погрузиться в творческую лабораторию Инфанте, и цикл «Артефакты», над которым художник в соавторстве с Нонной Горюновой работает более сорока лет.

Франциско Инфанте — лауреат Государственной премии РФ 1996 года, признанный классик современного российского искусства, один из ярких представителей советской неофициальной культуры. Он родился в 1943 году в селе Васильевка Саратовской области в семье испанского эмигранта-республиканца. Его отец скончался, когда ребенок был еще совсем маленьким. С 1956 по 1962 год Франциско Инфанте учился в Московской средней художественной школе, а в 1966 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановку).

Академическое художественное образование, полученное Франциско Инфанте, прививало навыки копирования старых мастеров в рамках главенствующего в те годы художественного направления — социалистического реализма. «…Нас учили — вот дальний план, а вот ближний. Но все это было чистой техникой. А что такое искусство, нам не рассказывали. Для меня проблема искусства сводилась к росту собственного сознания», — вспоминал Франциско Инфанте. Размышления над метафизическими проблемами мироздания, поиск собственного художественного языка, способного выразить бесконечность вселенной, определили путь художника с ранней юности до сегодняшнего дня. Он не устает повторять: «Мир не только бесконечен, но и таинственен».

Детство и юность Франциско Инфанте совпали с периодом хрущевской «оттепели», ненадолго приподнявшей «железный занавес», отделявший советское искусство от мировой культуры. В 1950—1960-х годах в Москве впервые были показаны выставки и отдельные работы Пабло Пикассо, Джексона Поллока и других звезд мирового современного искусства. Безусловно, они повлияли на всех молодых художников того времени, готовых ставить перед собой вопросы о смысле искусства и путях его развития. Важным фактором, повлиявшим на Франциско Инфанте и молодых художников его круга, стало общение с греческим коллекционером Георгием Костаки, в доме которого они смогли познакомиться с шедеврами русского авангарда начала XX века. (Русский авангард начинают показывать в отечественных музеях только с середины 80-х годов.)

В 1957 году был запущен первый искусственный спутник Земли, а в 1961 году первый человек — Юрий Гагарин — отправляется в космос. Освоение космоса, начавшееся в это время, становится главной проблематикой, волнующей весь мир, в том числе и художников, среди которых был и Лучо Фонтана, чью ретроспективную выставку МАММ неслучайно открывает одновременно с проектом Франциско Инфанте и Нонны Горюновой.

Уже в 1962 году девятнадцатилетний Франциско Инфанте, блестящий академический рисовальщик, начинает работать с абстракцией и геометрией — художественным языком, который казался ему наиболее релевантным для выражения волновавших его проблем бесконечности космоса и познания структуры вселенной. (В 1962 году он создает важную для понимания всего его творчества работу «Рождение вертикали».)

Его графика, его абстрактные картины начала 1960-х годов ломают сетку общепринятых канонов советского искусства. Выставка в МАММ впервые покажет работы Франциско Инфанте этого периода в максимально полном объеме, включая его знаменитый мобиль «Пространство-Движение-Бесконечность» — важнейшую работу художника периода его увлечения кинетическим искусством. Графические эскизы к этой работе появляются уже в 1963 году. (Одна из версий мобиля находится в коллекции Центра Помпиду.)

В том же 1963 году Франциско Инфанте создал этапную работу «Реконструкция звездного неба», выстраивая на небосклоне звезды в виде супрематических фигур Казимира Малевича. (Это произведение показывалось в крупнейших музеях мира, таких как Музей Орсе, Музей Кастелло ди Риволи и др.) Полемизируя с претензиями русского авангарда на тотальное переустройство жизни, общества, каждого конкретного человека и природы, Инфанте артикулирует другую парадигму художественного сознания. Русский авангард начала XX века грезил о волевом переустройстве мира, а двадцатилетний художник другой эпохи, уже второй половины XX века, проблематизирует миф о бесконечной власти индивидуума над другими, в том числе над природой.

В последующих циклах «Артефакты» и «Продолжения», где Франциско Инфанте и Нонна Горюнова будут строить инсталляции в природных ландшафтах, художники развивают идею гармонизации человека и природы. Внедряя в природный мир созданные ими искусственные объекты, художники выстраивают тотальную инсталляцию. Они выбирают уникальную и единственную точку съемки, которая дает возможность зафиксировать на фотопленке рождение визуальной метафоры — артефакта. Артефакты Франциско Инфанте и Нонны Горюновой отражают красоту и гармонию, возникающие в результате нового типа взаимоотношений природного и искусственного, где нет места доминированию одного над другим.

Сегодня, когда весь мир обсуждает экологические проблемы, а современные художники соревнуются в создании проектов на эту тему, работы Франциско Инфанте и Нонны Горюновой приобретают особую актуальность. Сложносочиненные, тонко продуманные, жестко сконструированные, безупречные с точки зрения художественной формы артефакты, над которыми и сегодня продолжают работать художники, демонстрируют то, что они сами вынесли в название выставки в МАММ, а именно: метафизику, метафору и метаморфозы. В одном из своих интервью Инфанте говорил: «Художник творит для преодоления непреодолимого, ради самого божественного замысла человека, приоткрывая тайну устройства нашего мира, утверждая радость такой встречи».

Оставаясь в стороне от идеологии и политики, создающих проходящий контекст нашего бытия, творчество Франциско Инфанте сконцентрировано на базисных проблемах мироздания. Для артикуляции этих проблем, являющихся для него, а также его жены и соавтора Нонны Горюновой глубоко личными и сущностными переживаниями, он нашел свой художественный язык, развивающийся от проекта к проекту уже более пятидесяти лет.

Активная художественная деятельность юного Франциско Инфанте начинается в 1962 году. Лучо Фонтана — один из самых актуальных художников современности, творчество которого сегодня переоткрывает не только Италия, но и весь мир, — ушел из жизни в 1968 году, и последний период его творчества был одним из самых креативных и продуктивных. Художники разных стран, разных поколений, сформировавшиеся в совершенно разных художественных контекстах, в своем творчестве задают сходные вопросы о природе и структуре окружающего нас универсума. Эти фундаментальные вопросы оказываются интересны искусству и человечеству, которое нуждается в искусстве в переломные моменты, когда в мире происходят тектонические цивилизационные сдвиги. Поэтому МАММ в одно время и в одном пространстве показывает ретроспективу Лучо Фонтаны и выставку «Метафора, метафизика, метаморфоза» Франциско Инфанте и Нонны Горюновой.

Работы Франциско Инфанте и Нонны Горюновой находятся в собраниях крупнейших российских и мировых музеев, среди которых: Центр Помпиду (Франция), Бруклинский музей (США), Художественный музей Базеля (Швейцария), Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. Пушкина, Московский музей современного искусства, Мультимедиа Арт Музей, Москва и др.

Кураторы: Анна Зайцева, Ольга Свиблова. При участии Третьяковской галереи и Музея современного искусства «Гараж»

www.museum.ru/N74434
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00 (спр.), 637-11-55
сайт:mamm-mdf.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.11.2024  x    ?  


Мероприятия, посвящённые 295-летию со дня рождения А.В. Суворова и 120-летию Суворовского музея

Выставка «Сокровища Бахрейна: искусство золотого дела сквозь века» в Историческом музее

Прекрасная эпоха. Европейское искусство рубежа XIX–XX веков из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка "Пусть расцветают все цветы" в Музее Востока

Неизвестный Щукин. Не только новое искусство

Выставка «Петербург в кино: персонаж и съемочная площадка» в Петропавловской крепости

MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века

Выставка «Незнакомка. Три видения» в Музее-квартире А.А. Блока

Музей Михаила Булгакова выпустил большой просветительский проект о жизни Булгакова в Москве

Выставка "Царь сказки. К 180-летию со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова" в Национальном музее музыки

Поэзия в красках. Персональная выставка живописи Галины Докучаевой

Выставка-биеннале IV конкурса «Придумано и сделано в России»

Цикл концертов к выставке «А в степи: бушует ветер…» в Центре современного искусства AZ/ART

Выставка «Пир и праздник в античном мире» из собрания Государственного Эрмитажа в Выборге

Во всем блеске. Хрусталь от формы до огранки

Выставка Геймрана Баймуханова «Моменты»

Край сильных

Выставка "Четыре масти" в Галерее Беляево

Новая экспозиция Третьяковской галереи на ВДНХ в павильоне №1 "Центральный"

Выставка «Магия акварели» в Третьяковской галерее

Большой осенний кадетский бал в Музее Победы

Выставка «Репин. Детали» в Музее Академии художеств

Арт-резиденция в Тарусе: открыт прием заявок

Выставка "Фоссилизация: путь в вечность" на ВДНХ

Художник Пётр Бучкин: Углич - Петербург - Ленинград

Выставка «Внимание, человек!» в Дарвиновском музее

Галина Уланова: "Душа движения - движение души" - выставка Бахрушинского музея в Алексине

Выставка «Фото. Алексин. 24. Осень»

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Планшетная выставка "Вклад Российской академии наук в развитие науки об измерениях"

Юбилейная выставка живописи и графики Константина Петрова в Российской академии художеств

Владимир Янтарёв «К звездам…»

Выставка «Пространства Андрея Васнецова» в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Памяти Ирины Яковлевны Богуславской. К 95-летию со дня рождения

Выставка «Сага о болоте» в Дарвиновском музее

Ольга Тихонова. "На Лоне"

Выставка "Азбука чистоты. Советы Мойдодыра" в Военно-медицинском музее

Итоговая коллажная выставка в Русском музее фотографии

Выставка «А в степи: бушует ветер...» в Центре современного искусства AZ/ART

Выставка к 10-летию воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в Коломенском


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru