НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Лучо Фонтана. Ретроспектива

c 27 ноября 2019 по 23 февраля 2020Москва
Лучо Фонтана (1899-1968). Пространственный концепт. Ожидание. 1961. Холст, акварель. Частное собрание. Предоставлено Fondazione Lucio Fontana Фото © Даниэль Молайоли
Лучо Фонтана. Портрет Терезиты. 1940. Мозаика. Фонд Лучо Фонтана, Милан. Предоставлено Fondazione Lucio Fontana
Лучо Фонтана. Пространственный концепт. Рай. 1956. Хост, масло, стекло, смешанные медиа. Частное собрание. Предоставлено Fondazione Lucio Fontana
Лучо Фонтана. Пространственный концепт. Ожидание. 1965. Холст, водоэмульсионная краска. Музей Новеченто, Флоренция. Предоставлено Fondazione Lucio Fontana
Лучо Фонтана. Пространственный концепт. Маленький театр. 1965. Холст, водоэмульсионная краска, дерево, лак. Национальная галерея модернистского и современного искусства, Рим. Предоставлено Fondazione Lucio Fontana
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет первую в Москве ретроспективную выставку легендарного итальянского художника Лучо Фонтаны (1899-1968), оказавшего огромное влияние на развитие послевоенного европейского искусства. В экспозицию вошли знаковые произведения мастера из крупнейших государственных и частных собраний Италии: Фонда Лучо Фонтаны (Милан), Музея Новеченто (Милан), Фонда Прада (Милан), Национальной галереи современного искусства (Рим), Городской галереи современного искусства (Турин), Музея Новеченто, (Флоренция) и др.

Выставка объединяет работы, иллюстрирующие важнейшие этапы творчества художника: от первых пластических экспериментов 30-х и 40-х годов, включающих как фигуративные («Рыбак с гарпуном» (1933–34), так и абстрактные («Пространственная скульптура» (1947) произведения — до зрелых работ из его знаменитых серий «Разрезы» (‘Tagli’) и «Смерть Провидения» (‘Fine di Dio’), созданных в 50-е и 60-е годы.

Лучо Фонтана родился в Аргентине, в семье эмигрантов из Италии. Его отец был скульптором, и с ранних лет Фонтана помогал ему в мастерской. В 1906 году он уехал учиться в Италию, а когда началась Первая мировая война — ушел добровольцем на фронт. В 1922 году Фонтана вернулся в Аргентину и в мастерской отца начал работать над своими первыми скульптурами, экспериментируя с самыми разными материалами: гипсом, сусальным золотом, терракотой и мозаикой. Первые же работы молодого художника принесли ему победу на нескольких конкурсах.

В 1927 году Лучо Фонтана поступил в миланскую Академию Брера, где учился у известного скульптора Адольфо Вильдта, там, под влиянием работ Ханса Арпа, Александра Архипенко и Осипа Цадкина, он увлекся кубизмом. Фонтана участвовал в выставках и конкурсах в Испании и Аргентине, показывал свои работы на Миланской триеннале, Венецианской биеннале, а также на Квадриеннале в Риме.

В начале 1940-х годов Лучо Фонтана бежал из фашистской Италии в Аргентину, став соучредителем художественной школы Academia de Altamira Буэнос-Айреса, где в 1947 году он написал знаменитый «Белый Манифест» (‘Manifiesto Blanco’), впервые сформулировав идеи спациализма (от итальянского spazio — пространство), художественного движения, в основе которого лежал принцип синтеза искусств. Объединение живописи, скульптуры и света, по замыслу Лучо Фонтаны, позволяло создать принципиально новое, объемное, «живое» произведение.

По окончании Второй мировой войны по всей Европе наблюдался небывалый всплеск художественной активности. Пережив одну из самых страшных в истории человечества войн, художники, писатели, философы чувствовали необходимость переосмыслить трагедию, освободиться от наследия прошлого и начать все сначала, опираясь на новые гуманистические ценности и новые средства художественного выражения.

МАММ уже знакомил московских зрителей с творчеством главных действующих лиц европейской арт-сцены конца 50-60-х годов XX века, показав проекты «Арте Повера» (2011), «Современное итальянское искусство середины ХХ века» (2011), в который вошли избранные работы Фонтаны, а также масштабную ретроспективу немецкой арт-группы Зеро (2016), тесно связанной с итальянским авангардом, ярким представителем которого был Лучо Фонтана. Эти выставки продемонстрировали беспрецедентное творческое взаимодействие внутри международного художественного сообщества того времени, выражавшееся в совместных проектах и развитии идей, способствовавших созданию нового свободного искусства, выходящего за рамки академических традиций.

Следуя духу и настроениям той эпохи, Лучо Фонтана начал экспериментировать с самой основой живописного произведения — холстом. Делая на нем разрезы, он уничтожал традиционно установленные границы между живописью и скульптурой. Разрезав холст, Фонтана часто откладывал нож и продолжал работать с разрезами и разрывами руками, как скульптор. «Прорывы» и разрезы позволили художнику обнаружить за пределами двумерной поверхности изображения новое пространство. Опыты Лучо Фонтаны привели к возникновению принципиально нового подхода к живописи.

«Я всегда считал себя первооткрывателем, и поэтому многие не могут понять, о чем говорят мои вещи, для чего они сделаны. Дыры, разрезы, отверстия — это мои открытия. В сущности, я освободил искусство. Вывел живопись из узких рамок картины, дал ей другую глубину, новое измерение. Только дураки думали, что я резал холст, потому что хотел уничтожить картину», — писал Фонтана.

Работе в рамках созданной им концепции спациализма Лучо Фонтана посвятил почти 20 лет. На выставке в МАММ будут представлены работы из знаменитых серий «Отверстия» (‘Buchi’); «Разрезы» (‘Tagli’), позже получившие название «Пространственный концепт, Ожидание» (‘Concetto spaziale, Attesa’); «Пространственная среда» (‘Ambiente spaziale’), в которой в качестве художественного материала впервые был использован неон; «Природа» (‘Natura’); «Маленькие театры» (‘Teatrini’) и др.

Работы Лучо Фонтаны находятся в коллекциях Центра Жоржа Помпиду, Париж; Музея современного искусства, Нью-Йорк; Музея Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк; Галереи Тейт, Лондон; Национального музея Центра искусств королевы Софии, Мадрид и др.

Персональные выставки художника проходили в Центре Жоржа Помпиду, Париж (1987); Музее современного искусства Фонда Людвига, Вена (1996–1997 годы); Коллекции Пегги Гуггенхайм, Венеция, и Музее Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк (2006); Государственном Русском музее, Санкт-Петербург (2006); Национальной галерее современного искусства, Рим (2008); Музее современного искусства Парижа, Париж (2014 год), Метрополитен Музее, Нью-Йорк (2019), Музее современного искусства Соломона Гуггенхайма, Бильбао (2019), Галерее Боргезе, Рим (2019).

27 ноября 2019 — 23 февраля 2020

Кураторы: Елена Джеуна и Ольга Свиблова в коллаборации с Фондом Лучо Фонтаны

При поддержке: Посольства Италии в России и Итальянского института культуры в Москве

www.museum.ru/N74314
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00, 637-11-55
сайт:www.mamm-mdf.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.11.2019  x    ?  


Выставка шедевров Русского музея открылась в Петрозаводске

Морские сокровища слепого коллекционера

Выставка «Ученый. Исследователь. Коллекционер» в Музее истории религии

Александр Каштанов “Сказ о Карелии”

Выставка "К столу!" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Mademoiselle Z. Егор Начинкин. Фотография

Выставка "Дягилев. P.S. 10 лет спустя"

Геннадий Правдин "На земле чудотворцев"

Выставка гобеленов Андрея Кудряшова "От Средневековья до Авангарда"

Владивостокская крепость. Групповой портрет

Выставка «Суворов и современность»

Сандро Боттичелли. “Мадонна делла Лоджиа”. Из галерей Уффици, Флоренция

Выставка «Во имя грозного закона братоубийственной войны». К 100-летию боев за Воронеж

Фамильное наследие: семейство Шехтель. Встреча с архитектором Федором Ращевским

Выставка декоративно-прикладного искусства «Магия творчества» в Саратовском музее краеведения

Художник-благовестник. Презентация альбома к 85-летию Виталия Линицкого

Передвижная выставка Саратовского музея краеведения «Победу одержал народ. Плакат работал на Победу»

«Русские мотивы» на выставке в Доме-музее Марины Цветаевой

Лоранс Женкель. Dolce Vita

Великие открытия и великие ошибки Жоржа Кювье

Winterreise/Зимнее путешествие. Сентиментальная сюита. Фотографии Д. Сироткина

Первая выставка из серии «Механический балет. Видеоискусство в Музее Людвига в Русском музее»

«Наша земля» - выставка, посвященная 520-летию первого упоминания с. Рождествено в писцовой книге

Выставка «Блистательная Маргиана» в Государственном музее Востока

Альберт Уотсон. Мечты. Календарь Pirelli 2019

Выставка-презентация книги «Долина Красок»

72 оборота вокруг единственного и неповторимого

Выставка работ Николая Давыдова «Россия! Сердцу милый край…»

Борис Смотров. Путь к авангарду

Люся Воронова. Райский сад


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru