Место проведения: Поленовская дача Музея-заповедника «Абрамцево»
Нынешняя выставка не обязана своим появлением никаким юбилейным торжествам и датам, только — именам, месту и теме. Это объясняется тем, что Николай Михайлович Ромадин (1903–1987) — хранитель традиций классического русского пейзажа. Вместе с тем он — выдающийся пейзажист именно XX века. Все бури и испытания столетия были пережиты им сполна. Ромадинский пейзаж стал частью новой эстетики, интерес к которой не ослабевает в наши дни.
Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942) — художник другого времени, другого поколения, стоящий у истоков русского религиозного пейзажа. Именно Абрамцево помогло Нестерову обрести свой особый пейзажный образ и тему.
Судьбоносная встреча двух мастеров состоялась в 1940 году на первой персональной выставке Ромадина в зале Московского товарищества художников. На неё неожиданно в сопровождении дочери Серова пришёл Нестеров (художественных выставок он тогда не посещал). Творчество Ромадина его заинтересовало. В остававшиеся два года жизни Нестеров в своих беседах и переписке с Ромадиным утвердил в нём уверенность в его исключительном таланте, а главное — дал ответы на вопросы духовной, нравственной сущности искусства, которые волновали художника.
Абрамцевская выставка — ретроспективная по характеру, образная по сути — обращается к неизбывной теме русского пейзажа. Благодаря Нестерову Ромадин ушёл от искусства, состоящего «на службе полемики, политики, рецензий», к тщательному изучению натуры, природы — к пейзажам, так высоко оценённым мастером («На Ваших этюдах можно учиться и ими можно наслаждаться… Откуда вы это знаете?»). Своими воспоминаниями, рассказами о Рублёве, Александре Иванове, Врубеле Нестеров ввёл Ромадина в непрерывную, живую традицию национального искусства. «Я русский и должен посвятить себя России, а не аморфному человечеству» (Н.М. Ромадин).
Колористически изысканные, замкнутые в себе, этюдно-вольные, картинно-панорамные — произведения Ромадина (их более пятидесяти) демонстрируются на выставке рядом с этюдами учителя (они являются частью интимного предметного уголка Нестерова). А «Выставка в выставке» с работами 1940-х годов позволяет окунуться в атмосферу «судьбоносности». Основная же идея выставки заключается в том, что ромадинский пейзаж — явление уникальное, а сам художник — классик. Говоря это, мы имеем в виду не звание народного художника СССР и государственные премии, не масштабные персональные выставки и славу крупнейшего советского пейзажиста, художника, чей автопортрет представлен в галерее Уффици, — Ромадин был классиком по своим художественным воззрениям. Приглашаем зрителя убедиться в этом — просто и непредвзято.