5 июня 2019 г. в Музее-квартире Исаака Бродского откроется выставка «Кто такой художник Бродский?»
На выставке, приуроченной к 135-й годовщине со дня рождения Исаака Израилевича Бродского, русского советского живописца, педагога и известного коллекционера, представлены живописные, графические и скульптурные портреты художника, созданные его современниками и учениками.
Исаак Израилевич Бродский (1884–1939) — человек железной воли, талантливый живописец, достигший всего в своей жизни трудом и упорством, был любимым учеником Ильи Репина. Выходец из украинского местечка под Бердянском Исаак Бродский стал не просто известным художником, но и главным художником нового Советского государства. С одной стороны, он, действительно, был официальным художником, проводившим политику коммунистической партии, пропагандировавшим ее идеи и мировоззрение, с другой стороны — это блестящий профессионал, автор лирических пейзажей, отличающихся неповторимым «ажурным» стилем, и многочисленных портретов с яркой характеристикой. Неслучайно, именно Бродский возглавил Академию художеств в 1934 году, когда перед советским искусством поставили задачу реалистически изображать успехи страны в построении коммунистического будущего. Он смог возродить академические традиции образования, оказавшись прекрасным организатором и педагогом. Бродский принял непосредственное участие и в открытии Начальной школы рисования при Всероссийской академии художеств в 1934 году (ныне лицей им. Б.В. Иогансона при Российской академии художеств). По его инициативе были открыты художественные школы в каждом районе Ленинграда. Бродский стал первым председателем научно-художественного совета Завода художественных красок, налаживая выпуск качественных материалов, которые ранее закупали за границей.
При всей своей близости к власти и полном благополучии, Исаак Израилевич стремился помогать другим художникам. Он старался материально поддерживать студентов академии, как когда-то это делал А.И. Куинджи: платил из своих средств стипендии нуждающимся, вывозил учеников за свой счет на практику.
Исаак Бродский был страстным коллекционером. Он начал собирать произведения искусства еще будучи студентом Академии художеств, после того как И.Е. Репин подарил ему три своих наброска. Основную часть коллекции художник собрал уже после революции — в 1920–1930-е годы, когда многие уникальные фамильные собрания остались практически бесхозными, их хозяева были расстреляны или сидели на Соловках, эмигрировали, продавая последнее. Позднее около 500 работ русских художников из своей коллекции Бродский передал в дар в музеи Советского Союза (Бердянск, Днепропетровск, Одесса).
В 1930-е годы, когда единственным допустимым направлением в русском искусстве был соцреализм, Бродский стремился поддержать все талантливое, что оказалось за пределами центрального направления. Его квартира была тогда одним из немногих мест, где можно было увидеть произведения художников авангарда — Бориса Григорьева, Александра Яковлева, Марка Шагала и др.
Умер Исаак Бродский от лейкемии в августе 1939 года. Он всегда мечтал о музее, где бы могло выставляться его уникальное собрание произведений русского искусства. Выполняя его последнюю волю, родные передали коллекцию в дар городу, и она поступила в ведение Академии художеств. Было принято постановление о создании музея в квартире и мастерской художника. В 1949 году музей был открыт для посетителей.
В настоящее время собрание Исаака Бродского является второй по значению в Петербурге коллекцией русской живописи XVIII–XX веков, после коллекции Русского музея. Она включает в себя работы Репина, Сурикова, Маковского, Поленова, Левитана, Серова, Айвазовского, Архипова, Дубовского, Коровина, Кустодиева, Сомова, Малявина, Маковского, Головина и многих других.