НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

IV Международный фестиваль камерной музыки Vivarte в Третьяковской галерее

c 26 мая по 2 июня 2019Москва
Международный фестиваль камерной музыки Vivarte
ОРГАНИЗАТОРЫ: Государственная Третьяковская галерея и культурно-благотворительный фонд "U-ART: Ты и искусство"

ПРЕЗИДЕНТ ФЕСТИВАЛЯ Ивета Манашерова

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ФЕСТИВАЛЯ Борис Андрианов

IV Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE по уже сложившейся традиции пройдет в зале Врубеля Третьяковской галереи. Каждый год фестиваль создает особую художественно-музыкальную атмосферу. Концепция проекта неизменно рождается в творческом диалоге культурно-благотворительного фонда "U-ART: Ты и искусство" Иветы и Тамаза Манашеровых, заслуженного артиста России виолончелиста Бориса Андрианова и специалистов Третьяковской галереи.

В этом году фестиваль посвящен выставке Эдварда Мунка, которая проходит в музее с середины апреля до середины июля, и русско-скандинавским связям конца XIX - начала XX века в изобразительном искусстве, музыке и литературе. В концертах VIVARTE-2019 принимают участие известные норвежские и датские музыканты, которые редко выступают на российской академической сцене.

Проведение концертов в окружении произведений Михаила Врубеля на этот раз особенно удачно. Врубель является, пожалуй, самым ярким среди русских художников выразителем идеи гезамкунстверка - совершенного произведения, объединяющего разные сферы искусства, - которая царила на рубеже веков в философии символизма и стиле модерн. Врубель и Мунк - художники одного поколения, со схожим трагическим мироощущением, "говорящие" на новом, непонятном их современникам "языке". Для устроителей фестиваля также было интересно проследить очевидную или неочевидную общность скандинавской и русской живописной и музыкальной традиций. Такой цели способствует программа фестиваля, в рамках которой каждый из шести концертов будет сопровождаться показом картины одного из русских художников этого времени и рассказом специалистов Третьяковской галереи об ее художественных особенностях. Все произведения были специально отобраны для того, чтобы продемонстрировать те или иные качества, родственные творчеству Мунка и скандинавской живописной традиции в целом. В то же время каждое полотно созвучно музыкальной теме вечера.

Знакомство русского зрителя с "северным" искусством впервые состоялось в 1896 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде, где были показаны работы финских художников. Через год Сергей Дягилев тщательно отобрал и привез в Санкт-Петербург на "Скандинавскую выставку" около трехсот лучших, как он считал, произведений 74 авторов. Среди экспонируемых работ был автопортрет Эдварда Мунка. Еще через год состоялась совместная выставка русских и финских художников, обнаружившая совпадение их творческих устремлений. Причинами этого сходства были и близость политических и духовных процессов в северных странах, и сходные климат и природный ландшафт.

В день открытия фестиваля 26 мая прозвучат произведения норвежских композиторов - Эдварда Грига и его последователя Арнльота Хельдоса - и "венгерского Брамса" Эрнё Донаньи в исполнении российских и норвежских музыкантов. Одновременно будет показан пейзаж "Лунная ночь. Большая дорога" (1897-1898) Исаака Левитана. Тревожное ощущение, переданное живописным ноктюрном, созвучно не только скандинавской музыке, но и общему эмоциональному строю произведений Эдварда Мунка. Мотивы белых ночей, таинственность атмосферы и элегичный лад были свойственны эстетике северного модерна и символизма.

Второй концерт, который состоится 27 мая, напротив, будет посвящен мажорным произведениям русских композиторов Игоря Стравинского и Дмитрия Шостаковича и основоположника современной датской композиторской школы Карла Нильсена. Впервые в Москве по приглашению VIVARTE выступит датский духовой Квинтет имени Карла Нильсена. Жизнеутверждающему характеру музыки будет вторить эскиз к картине Филиппа Малявина "Вихрь" (1905). Художественное сопоставление работ Малявина и Мунка строится на общей для них экзистенциальной метафоре "жизни как танца". Правда, у русского художника это стихийный бесконечный хоровод, а у норвежского - вальс с чередой пар и сменяющих друг друга партнеров. Сходной кажется и цветовая гамма их произведений: так, оба мастера воспринимали красный цвет как цвет страсти.

28 мая Дмитрий Синьковский и его ансамбль La Voce Strumentale при участии норвежской гамбистки Хенрикке Рюннинг, впервые выступающей в России, исполнят музыку барокко. Произведения Иоганна Себастьяна Баха и Иоганна Пфайффера войдут в резонанс с темой страстей, осмысляемых как страдание. У Эдварда Мунка подобное понимание жизни породило новый художественный язык, который позже назвали экспрессионизмом. Разные интерпретации классического "страстного" сюжета можно увидеть на полотнах "Несение Креста" (1924) Михаила Нестерова и "Голгофа" (1900) Мунка, отсылающих зрителя к новым смыслам.

Четвертый музыкальный вечер - 30 мая - назван сольным "портретом" российско-британской пианистки Екатерины Апекишевой, в исполнении которой прозвучат произведения Франца Шуберта, Йозефа Гайдна, Леоша Яначека, Сергея Рахманинова и цикл Сергея Прокофьева "Мимолетности". Во время концерт будет показан "Портрет Надежды Юрьевны Станюкович" (1903) кисти Виктора Борисова-Мусатова. Надежда Станюкович была другом и музой художника, и умерла в психиатрической больнице у него на руках. Ее судьба созвучна трагическим событиям в семье Мунка; ранний уход матери и старшей сестры Софи, длительная нервная болезнь другой сестры - Лауры, породили страхи и переживания художника и определили основные темы его картин. Кроме того, данное произведение отсылает зрителя к творчеству Мунка, для которого сходство с портретируемым заключалось в передаче своего видения и ощущения модели. Эти же нюансы важны и для русского художника-символиста.

31 мая прозвучат произведения великого норвежца Эдварда Грига, а также советских классиков Дмитрия Шостаковича и Рейнгольда Глиэра в исполнении Юлиана Рахлина, Сары Макелрави, Бориса Андрианова, Итамара Голана и британско-норвежского скрипача-виртуоза Чарли Сиема, играющего на инструменте "дель Джезу" работы Джузеппе Гварнери. Живописным фоном вечера станет картина "Любители бури" (1908) "голуборозовца" Петра Уткина. Смятение, противоречивое состояние восторга и меланхолии, выраженные своеобразным расположением фигур в пейзаже, колористическим строем, сложным ритмом мазков и линий, да и самим названием, близки скандинавскому живописцу.

Программа концерта 1 июня составлена из выдающихся фортепианных квартетов, созданных Вольфгангом Амадеем Моцартом, Антонином Дворжаком и Иоганнесом Брамсом. Исполнит их международная команда "корифеев" VIVARTE: скрипач Юлиан Рахлин, альтистка Сара Макелрави, виолончелист Борис Андрианов и пианист Итамар Голан. Сложная и разнообразная картина существования человеческого духа - от бурных порывов до разочарования, от стойкости и радости преодоления до полной апатии, от пылкости до мягкости - предстанет перед слушателем. Зрительный ряд будет дополнен эскизом русского художника, "предтечи экспрессионизма" Николая Ге "Христос и Никодим" (1889) - финальным аккордом скандинавско-русских музыкально-художественных параллелей.

2 июня в рамках "Музыкального променада", по традиции завершающего фестиваль, пройдут открытые концерты на площадках трех внутренних дворов: Инженерного корпуса Третьяковской галереи, Дома С.В. Рахманинова и Башмет-центра. Участники музыкальных программ - ансамбль "Русский Ренессанс", Российский квартет саксофонистов и сборный состав во главе с гитаристом Дмитрием Илларионовым, автором проекта "Сати-видения / Satie's-fiction". Одной из важнейших составляющих проекта, основанного на новых прочтениях музыки эксцентричного французского композитора рубежа XIX-XX века Эрика Сати, является видеопроекция одного из самых интересных представителей современного видеоарта, художника и музыканта Алексея Чоя.

Вход на все концерты променада, кроме программы "Сати-видения / Satie's-fiction", - свободный.

Билеты на фестиваль дают право на бесплатное посещение основной экспозиции Третьяковской галереи. Билеты на открытие и закрытие включают также посещение выставки "Эдвард Мунк" с 18:00 в день концерта.

Специально для тех, кто не сможет присутствовать на концертах, организованы онлайн-трансляции на сайте Культура.рф и в социальных сетях, что позволяет фестивалю значительно увеличить аудиторию и выйти далеко за пределы камерного зала.

Сайт фестиваля: www.viv-arte.ru

www.museum.ru/N72953
Ваше мнение »»

»»Государственная Третьяковская галерея
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:См. здесь
Телефоны:+7 (495) 957-0727
сайт:tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: музыкальные, праздники

важные события  x    ?  

новости от 05.11.2024  x    ?  


«Город пышный, город бедный…». По Петербургу с Пушкиным и Достоевским

Выставка «Кресты Рогожской слободы. Каменная резьба XVI в. Итоги реставрации» в Музее им. Андрея Рублева

Белый мрамор России. Коелга. Скульптуры Виктора Грачева

Дмитрий Иконников. Место, где мне всегда хорошо

Станиславский: в поисках «синей птицы» - выставка Бахрушинского музея в Софии

Эдуард Мхоян. В гостях у Минотавра

От классицизма до ар-деко: выставка "Архитектура и мода. В потоке времени" на ВДНХ

XLIII Международный музыкальный фестиваль "Декабрьские вечера Святослава Рихтера". Торжество природы

Выставка «Кнопка и модернизм» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

Зимние сезоны в Москве и Санкт-Петербурге. Выставка в музее-заповеднике «Коломенское»

Выставка «Русские и сето. Одна земля, общая история»

К 145-летию со дня рождения Кузьмы Петрова-Водкина. Выставка из частных собраний Москвы и С.-Петербурга

Источник красоты. Художественное стекло Лотарингии эпохи ар нуво

Музей транспорта Москвы на ВДНХ приглашает на выставку "Ты выглядишь на все 100!"

Петр Иванович Грошев. Юбилейная персональная выставка

"Его величество фарфор!". Выставка в Псковском музее-заповеднике

Выставка "Образы Африки. Коллекция Казанского университета" в Музее Востока

Выставка «Фотопоэзия души Донского края»

Музейно-педагогический практикум по программам, посвященным эпохе правления первых Романовых

Лаборатория "Арсенал практик" по развитию программ доступности в музеях

Гегам Погосян. "Первая выставка" (живопись, графика)

Алиса Лю «О наивной хрупкости»

Концерт XI Международного музыкального «Коган-фестиваля» В Угличском музее

DISEGNO. Итальянские гравюры и рисунки Возрождения и маньеризма

Бабочки Поднебесной. Выставка картин Александра Разбойникова в Историческом музее Южного Урала

Натюрморт. Пейзаж. Посвящение Анатолию Никольскому

Аннушка Броше. Пандора. Распаковка


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru