Выставка, приуроченная к 25-летию Мемориального музея-квартиры семьи актеров Самойловых, посвящена предмету самому увлекательному - сравнению парадной и закулисной жизни театра XIX столетия. Особое внимание уделено непростым отношениям актеров, театральной дирекции и Императорского двора. Изображения театров и театральных залов, портреты известных актеров и их наградные знаки соседствуют в экспозиции с указами, регламентирующими театральный быт, фотохроникой будней Театрального училища и зарисовками закулисной жизни. Особо ожидаемый экспонат - недавно обнаруженный портрет В.В. Самойлова кисти И.Е. Репина, датированный 1886 годом.
На выставке представлены живописные полотна, гравюры, рисунки, фотографии и уникальные предметы из фондов Музея театрального и музыкального искусства, а также из собрания Государственного Эрмитажа. Документальную часть экспозиции составляют редчайшие архивные документы из фондов Российского государственного исторического архива.
Российские императоры прекрасно понимали огромную роль театра в жизни русского общества. Екатерина II писала: "Театр - школа народная; она должна быть непременно под моим надзором, я старший учитель в этой школе, и за нравы народа мой первый ответ Богу". Годы правления Александра I и Николая I (1801-1855) - золотая эпоха в истории русского театра. Братья любили театр, входили в подробности постановок и выбора пьес, разбирательство конфликтов и недоразумений. У обоих в труппах Императорских театров были свои любимцы. В их числе - представители династии Самойловых, Е. С. Сандунова, В.А. Каратыгин, А. Е. Мартынов и многие другие. Присутствие Государя на бенефисе всегда означало ценный подарок бенефицианту, что оформлялось специальным распоряжением Министерства Императорского двора.
Множество сохранившихся документов свидетельствуют о высокой степени внимания российских императоров к театральным делам и нуждам актеров. Среди царских указов есть и довольно курьезные - о воспрещении в театрах неприличных знаков, о воспрещении актерам отращивать бакенбарды, вступать в масонские ложи и т.п. Несмотря на популярность театра и высокую образованность многих представителей актерской профессии, артисты долгое время находились вне круга порядочного общества. Чиновников, желающих поступить в актеры, лишали всех чинов, а офицерам запрещалось вступать в брак с актрисой.
Еще сложнее были взаимоотношения актеров с непосредственным начальством - Дирекцией Императорских театров. Злоупотребление властью, интриги и расточительство, грубость и несправедливость зачастую приводили к конфликтам, разочарованиям и отчаянию. В.В. Самойлов, будучи даровитым художником и человеком не робкого десятка, сделал множество остроумных и язвительных шаржей на представителей Дирекции и даже на министра Императорского двора В.Ф. Адлерберга (рисунок "Два вора"). Уникальные фотографии из фондов Театрального музея дают представление и о том, как протекали будни воспитанников петербургского Театрального училища.
Кто и зачем посещал театры в XIX веке? Какими были отношения артистов и императора? Кого назначали на должность директора театров? На какой гонорар могли рассчитывать артисты разных амплуа? Выставка "Артист Высочайшим указом" ответит на эти и множество других вопросов о театральной жизни XIX столетия.
Выставка открыта до 15 декабря 2019 г.
Музей-квартира семьи актеров Самойловых
С.-Петербург, ул. Стремянная, 8