Московский музей современного искусства и Музей Вадима Сидура представляют выставку Алексея Таруца «ПРОЧЬ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ, ЗВОН ИЗ ОБЛАКА». В своем новом проекте автор работает с понятиями дистанции, присутствия и события, отказываясь от производства работ и выступая в роли мета-куратора. Таким образом, в пространстве выставки соединяются современные художники, исторические фигуры, природные материалы, приметы прошлого и футурологические научные сценарии, что позволяет зрителю обнаружить себя в смещенных культурно-исторических шкалах.
Одна из ключевых идей выставки — создание условий для возникновения новых смысловых связей и коллабораций между художниками. Экспозиция включает в себя пейзажную живопись из собрания ММОМА, реконструкцию утраченной довоенной скульптуры неандертальца Вадима Сидура «Охотник на мамонта», настоящий метеорит и образец вулканической лавы, а также объекты из силикона, отсылающие к образу «серой слизи», в которую превратится материя после ее переработки нано-роботами. Кроме того, в рамках выставки представлена совместная работа Александры Сухаревой и Алексея Таруца. В данной работе Сухарева выступает в качестве медиатора групповых ментальных событий, проходящих в известном ландшафтном парке в центре Москвы, помещая слушателя в ситуацию удаленного присутствия.
Особым значением, по мнению Алексея Таруца, наделен упомянутый выше персонаж неандертальца. В рамках проекта он выполняет сразу две роли — образа, существующего лишь в музеях, и тем самым запредельно отдаленного от нашего восприятия действительности. И биологического вида, максимально приближенного к современному человеку, о чем свидетельствуют вкрапления неандертальской ДНК в геноме человека. Таким образом, будучи на первый взгляд дистанцированы от множества прошедших событий и исторических связей, мы одновременно остаемся в состоянии постоянного присутствия.
Помимо проблематизации понятия «присутствия», художник работает с институциональным контекстом Московского музея современного искусства, задействуя как помещение музея Сидура, так и другие площадки ММОМА.
Фрагменты экспозиции «ПРОЧЬ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ, ЗВОН ИЗ ОБЛАКА» представлены на других площадках ММОМА: Петровка, 25, Гоголевский, 10, Ермолаевский, 17.
О ХУДОЖНИКАХ
Алексей Таруц (*1984, г. Москва) — междисциплинарный художник, чья практика включает в себя перформативные и ситуативные работы наряду с инсталляциями в смешанной технике. Ключевой в исследовании художника является проблематизация понятия «события» как единицы символического обмена. Художник осмысляет режимы присутствия и дистанции относительно события, формируемые аффектами культурной индустрии эпохи позднего капитализма. В область интересов Таруца также входят проявления иррационального знания, обусловленного технологиями немедленной репрезентации и рассеяния внимания, а так же тип памяти, производимой нестабильными связями. Автор персональных выставок в ведущих культурных институциях, таких как: Центральный Выставочный Зал Манеж, (2014), Галерея Триумф (Москва, 2016), Агентство сингулярных исследований (Москва, 2019). Участник многочисленных выставочных проектов, среди которых «Мифология онлайн» (Политехнический музей, 2013), «Свежая кровь» (Московская биеннале молодого искусства, ЦСИ Винзавод, Москва, 2016), «Я врываюсь в твой дом» (галерея Основа, 2018), , 3AM (Берлин, 2015), Post Peace (Штутгарт, 2017), Киевская международная биеннале (2017) и другие.
Александра Сухарева (*1983) — художник, автор процессуально ориентированных работ, объектов и инсталляций, часто затрагивающих феномены взаимного влияния материи и когнитивных жестов друг на друга. Участница грантовой программы Музея Гараж, 2016. Работы находятся в собрании музеев Tate Modern (Лондон), Castello di Rivoli (Турин) и в частных коллекциях в Мексике, Италии, Великобритании и России. Участница международных выставок: dOCUMENTA(13), Кассель (2012), «Общее Целое», Музей Вадима Сидура (2016), 1-я Триеннале Русского Искусства, Музей Гараж (2017) и других.
Дата проведения: 27 марта—21 апреля, 2019
Адрес: Музей Вадима Сидура, Москва, Новогиреевская, 37а