В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку российского фотографа Михаила Грачёва «Советская повседневная жизнь. 1930-е — 1960-е».
Михаил Грачёв (1916–2009) увлекся фотографией еще в юности. Всю свою жизнь он посвятил фотожурналистике и более сорока лет проработал в печатной прессе. Многие его работы стали визуальными символами первых пятилеток, Великой Отечественной войны, послевоенных строек и вошли в золотой фонд советской и мировой фотожурналистики.
Первые снимки Грачёва были опубликованы в журнале «Наши достижения», редактором которого был Максим Горький. Совсем еще юный фотограф снял занятия кружка юннатов и будни пионерского лагеря. В 1936 году по рекомендации сестры В.И.Ленина Марии Ульяновой Грачёв был зачислен в штат газеты «Известия», где стал фотокорреспондентом, специальным корреспондентом редакции и одновременно — заведующим лабораторией. В 1939 году он окончил вечерний техникум, готовивший фоторепортеров. В годы Великой Отечественной войны заведовал фотолабораторией «Известий», работал фотокорреспондентом в газете «Вечерняя Москва». Часто выезжал на Калининский и Западный фронты, бывал в осажденном Ленинграде, на Северном Кавказе. В трудный период обороны Москвы Грачёв снимал под Волоколамском, Истрой и Тулой. На выставке можно увидеть фотографии, снятые Грачёвым в Москве военного времени — трамвай, продолжавший ходить, несмотря на военное положение, баррикады, устроенные на улицах города.
С 1949 года Грачёв работал в журнале «Советский Союз». Репортажи, подготовленные для этого издания, и составляют основу экспозиции в МАММ. За время работы в журнале Грачёв опубликовал более 300 больших фотоочерков, многие из них отмечались благодарностями и премиями. Зачастую они почти не сопровождаются текстом, поскольку сами по себе уже рассказывают историю.
По заданию редакции Грачёв снимал главные стройки СССР: так появились фотоочерки «Канал Иртыш — Караганда», «Страна великих рек», репортажи о строительстве Куйбышевской ГЭС и Главного Туркменского канала. В 1957 году Грачёв снимал легендарный Всемирный фестиваль молодежи и студентов (очерк «Вас ждут в Москве»).
Но особое место в его фотографическом наследии занимают фотоочерки о повседневной жизни — «На дачном поезде», «По пути на работу», «Вечером», «Библиотека на Бронной». В 1960-е годы идеологический запрос на героику сменяется демонстрацией бытового благополучия советских граждан. Москвичи на фотографиях Грачёва ходят в театр, в кино, читают книги в библиотеке, празднуют масленицу в недавно открывшихся Лужниках. Работницы в модных купальниках загорают в заводском солярии на фоне рисованных декораций. Серия «Против гриппа» демонстрирует хитроумный прибор, доставляющий вакцину в организм без помощи шприца. В репортаже о действующей по сей день детской железной дороге в подмосковном Кратово маленькие москвичи осваивают профессии билетера, кондуктора, проводника, семафорщика — и сами же с удовольствием исполняют роль пассажиров.
Помимо персональных выставок, в советские годы работы Грачёва неоднократно экспонировались на международных выставках в Советском Союзе, Англии, Франции, Италии, странах Азии и Америки и отмечались высшими наградами. В последние годы работы Грачёва участвовали в групповых выставках, среди них — выставка «Шедевры советской фотографии» в Atlas Gallery (Лондон, 2018) и «Советская эпоха: русская фотография из Архива Лафуэнте (1917–1972)» в Circulo de Bellas Artes (Мадрид, 2018).
Куратор выставки: Наталья Бурнина