Центр фотографии имени братьев Люмьер впервые открывает российской публике творчество молодого шведского фотографа Эрика Йоханссона, известного своими постановочными сюрреалистическими пейзажами. Каждая его работа состоит из фрагментов множества кадров, тщательно обработанных и ловко объединённых в графическом редакторе. Йоханссон смело вторгается с манипуляциями в изображение, конструируя фантазийные образы и расширяя границы человеческого восприятия.
С ранних лет он беспрестанно рисовал, вдохновляясь работами великих художников-сюрреалистов: Рене Магритта, Сальвадора Дали и графикой Маурица Эшера, пока не обзавелся фотокамерой и не освоил графическую обработку изображений. Поначалу это был лишь увлекательный эксперимент, но совсем скоро Йоханссон полностью посвятил себя фотографии, однако не в классическом её понимании.
Эрик не фиксирует момент, но реализует свои фантазии, используя фотокамеру и полностью конструируя места и ситуации. Совмещая в кадре реально существующие объекты, он стремится к максимальной реалистичности изображения, так что его фантазийные миры кажутся настоящими. "Никто не может сказать, что это не выглядит реалистично, если я действительно запечатлел все это на камеру" - комментирует автор, определяя свой стиль как "фотореалистический сюрреализм".
Весь процесс создания работы у Эрика делится на три стадии. Первая - это рисунок. Автор прорабатывает множество идей, фиксируя их на бумаге. Отобрав самое лучшее, он ищет места, предметы и архитектурные сооружения, которые могут стать частью финального изображения. Эта стадия может растянуться на месяцы и даже годы. Затем он фотографирует найденные объекты и после работает над отснятым материалом на компьютере, соединяя элементы и обрабатывая кадр. Все этапы процесса в равной степени важны для получения финального изображения.
В каждой работе Йоханссона непременно присутствует элемент загадочности и волшебства. Слово "магическое" имеет те же корни, что и немецкое "mogen" - "мочь", "быть способным к чему-то". Магия фотографий Эрика Йоханссона сводится к тому, чтобы захватить невозможное и представить это максимально реалистично. Изображаемые им предметы свободны от связей, существующих между вещами в мире повседневности. В созданной им реальности овечья шерсть превращается в кучевые облака, день приходит на смену ночи, благодаря регулировщику, который подобно греческому богу Хроносу, следит за ходом времени, где бьются руки, но никогда - вазы.
Страсть Эрика к рисованию и его интерес к манипуляции человеческим восприятием реализуются также в проектах в публичных местах. Он создает "уличные иллюзии" в 3D - крупномасштабные рисунки, трансформирующие пространство улицы, завораживая прохожих своей реалистичностью.
Фотографические проекты автора были показаны в разных городах мира, включая Швецию, Чехию и Австралию. В 2011 году он выступал на конференции TED в Лондоне. В начале 2016 года Эрик выпустил свою первую книгу "IMAGINE", в которую вошли фотографии из его личных проектов, созданных за последние 9 лет.
Главный куратор Центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская: "Творчество Эрика Йоханссона для меня открыла 11-летняя дочь Элиза. Каждый год в июле я приезжаю на фестиваль фотографии в Арле - это крупнейшая площадка Европы, посвящённая фотографическому искусству. Элиза все это время путешествует со мной, она выросла на фотографии. Проект Эрика нашла именно она - на конкурсе фотографической книги в рамках фестиваля в прошлом году. Элиза так восхищалась его работами, при этом достаточно чётко пояснила свой выбор, что я сделала все чтобы найти автора и договориться с ним о проекте в Москве у нас в Центре фотографии. Сама тема и жанр его работ редки для фотографии, именно поэтому он настолько сильно выделяется сегодня среди прочих достойных имён. Я прекрасно понимаю, что его проект понравится молодой аудитории, но рассчитываю, что и знатоки фотографии оценят его вклад в развитие этого вида искусства.
В рамках выставки "По ту сторону реальности" 14 февраля состоится встреча с автором.