Центральный музей железнодорожного транспорта РФ представляет на новой выставочной площадке (Садовая, 55) межрегиональный проект "Преодолевая лед забвения. К 100-летию гибели ледокола "Байкал".
"Уже после первого залпа один из снарядов попал в керосиновый бак, и огонь охватил деревянную обшивку. После очередного попадания заклинило рулевое управление, и ледокол превратился в неподвижную мишень для белочехов. Из разбитых иллюминаторов валил густой дым, и судно горело ярким пламенем", - так по свидетельству очевидцев 16 августа 1918 года на рейде у станции Мысовая завершилась история одного из самых известных в Российской империи гражданских судов: первого отечественного морского железнодорожного парома и первого ледокольного парома.
На основе свидетельств очевидцев и современников, документов и фотографий выставка представляет Байкальскую переправу как уникальный феномен инженерного искусства, яркое и несомненно героическое явление национальной истории.
Презентация проекта состоялась летом 2018 года в Российском историческом обществе в Москве и получила высокую оценку руководителей министерств и ведомств, курирующих сферу высшего и среднего образования.
Ледокол Байкальской переправы "Байкал" входил в число самых современных кораблей начала XX века. Россия заказала его постройку английской фирме "Сэр В.Г. Армстронг, Витворт и Компания". Корабль строился на заводе в Ньюкасле. Сам по себе проект "Байкала" был уникален - судостроителям предстояло создать корабль, который должен был колоть очень толстый байкальский лед, иметь корпус особой прочности и к тому же совместить в себе функции ледокола и парома. Было сделано все, чтобы обеспечить судну и людям безопасность. Сделали двойное дно, огромное число водонепроницаемых переборок; использовались лучшие марки сталей…
В период навигации ледоколы Байкальской переправы ежедневно совершали по две пары рейсов между пристанями западного и восточного берегов. Открытие линии Байкал - Танхой протяжённостью 42 км позволило увеличить число рейсов до 3-4 в сутки.
Когда на Тихом океане началась Русско-японская война, и армада японского флота напала на единственную русскую эскадру, в этой далекой битве, в самом сердце Сибири приняли незримое участие корабли Байкальской переправы.
Память о работе байкальской переправы жива и спустя столетие. В коллекции Центрального музея железнодорожного транспорта РФ сохранилась модель парома-ледокола "Байкал". В 1900 году она экспонировалась в Париже на Всемирной выставке и представляет собой великолепный образец модельного искусства.
В Санкт-Петербурге проект "Преодолевая лед забвения" Центральный музей железнодорожного транспорта РФ представляет в новом выставочном зале (Садовая, 55). Здесь мы впервые будем принимать посетителей. Открыта эта площадка при содействии Администрации Адмиралтейского района города.
Посещение выставки осуществляется по предварительным заявкам. Запись по телефону: (812) 315-14-76