19 декабря 2018 г. в 17 час. в Омском музее Кондратия Белова открывается выставка «Белые дороги» Владимира Анатольевича Чупилко. Название выставки отражает суть экспозиции. Многие дороги, пройденные и изображенные художником, ведут к храму. К земной и небесной Церквям. Эти дороги светлые, «белые». Другие просто олицетворяют те, по которым идет человек с детства и до последних дней своих. Дорога всегда ведет к какой-либо цели. Она не в никуда. На ней бывают остановки, однако символ дороги, пути – движение, жизнь. Те дороги, по которым перестают идти люди, зарастают бурьяном, исчезают с лица земли, умирают.
На выставке в основном представлены работы земной «зимней» и православной тематики. Они лаконичны по цвету: белый, синий, черный, с вкраплениями золотистой охры, красного, зеленого. Как нельзя лучше эти цвета символизируют ценности Православия: белый - невинность, чистоту, святость, сияние Божественной славы; синий - стремление мира к Богу, чистоту и целомудрие, является атрибутом Богородицы; зелёный - гармонию Божественного бытия, предвечный покой; красный - кровь Христа, пролитую ради человечества, а значит – «любовь к людям».
С любовью написаны картины: «Вперед» (2016), «Звездочет» (2017), «Зимние объятия. Пушок» (2016), «Одуванчики» (2008), «Снежок» (2016). Впрочем, это можно сказать обо всех работах художника. Он не созерцает окружающий мир как сторонний наблюдатель, а создает его образ, одухотворяя энергией души, откликающейся на волнующие проблемы бытия человека в мире.
В. Чупилко странник и сказочник. Он много путешествует. Не только по Сибири, северным городам, но и тем российским областям: Нижегородской, Ярославской, Владимирской где, как он говорит, «более ощутим дух православный». Оттуда истоки его работ: «Владимир. Золотые ворота» (2017), «Домой. Весна в Дивеево» (2017), триптих «Снегопад во Владимире» (2016), «Старый мост. Снегопад в Парском» (2017) и других.
Художник создает сказочный мир, в котором реальность, история, мифология, искусство сливаются в единое целое, удивляя и поражая своей видимой простотой и одновременно глубиной, многозначностью содержания.
Такова, например, его картина «В Обдорском саду» (2016). Она мало что расскажет зрителю, неискушенному в исторических и мифологических экскурсах. И где этот Обдорский сад? И что за волшебные птицы сидят на ветви яблони?
На самом деле Обдорск (что в переводе с языка коми означает место при Оби) был основан как казачья крепость в 16 веке. Сейчас на этом месте г. Салехард с привлекательным для туристов современным историко-культурным комплексом «Обдорский острог». А сказочные райские птицы – стражи славянского Рая – порождение воображения художника и художественное переосмысление мифологии.
По народному преданию, утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает птица Алконост, которая радуется и смеётся. Птица смахивает с крыльев живую росу, и преображаются плоды: яблоки становятся целительными…
Еще В. Чупилко пишет эссе, в которых размышляет о пройденном пути, о жизни.
Одно из них созвучно названию выставки: «Белые дороги».
«Выйди из дома, когда выпадет снег. Когда земной низ на два-три тона станет светлее небесного верха, и изображение на сетчатке глаз перевернется в свое изначальное положение. Тогда над головой увидишь серую землю, а под ногами небо с нежными облаками, из которых в далеком детстве строились воздушные замки. Как распущенные праздничные банты с жидких косичек первоклассницы, расстелятся перед тобой белые ленты дорог. Захрустят кружевные снежные кристаллы. Отпадет от подошв суетливая житейская грязь. Просочится через глаза и разольется в душе первозданная чистота. И отложит душа на какое-то время свою пропыленную земную робу, и примерив, незапятнанные брачные одежды, увидит себя на свадебном пиру в небесном чертоге. Легко и радостно будет шагать ей по белым дорогам, пролегающим то ли по полю, то ли по небу, то ли по детству, то ли по жизни. Выйди из дома, когда выпадет снег».