НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Монографическая выставка "Пьеро делла Франческа" в Государственном Эрмитаже

c 7 декабря 2018 по 10 марта 2019Санкт-Петербург
Святой Августин. Завершено в 1470. Национальный музей старинного искусства, Лиссабон. © Museu Nacional de Arte Antiga
Портрет мальчика (Гвидобальдо да Монтефельтро?). Ок. 1483. Национальный музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.© Museo Nacional Thyssen-Bornemisza, Madrid, 2018
Мадонна с Младенцем. 1430-е. Частное собрание
Благовещение (верхняя часть полиптиха Св. Антония). 1460–1470-е. Национальная галерея Умбрии, Перуджа. © Galleria Nazionale dell'Umbria, Perugia
С 7 декабря 2018 года, в День Св. Екатерины, в Государственном Эрмитаже открыта монографическая выставка «Пьеро делла Франческа», объединяющая произведения одного из самых знаменитых мастеров XV столетия из художественных собраний Италии, Испании, Португалии, Великобритании.

Выставка дает редкую возможность познакомиться с искусством мастера, поскольку произведения Пьеро делла Франческа не представлены в российских музейных собраниях. Большинство главных работ художника находится в Италии, в местах, не часто посещаемых туристами: Урбино, Ареццо, Борго Сан Сеполькро.

«Открытие» Пьеро делла Франческа произошло лишь в середине XIX века. До этого его произведения часто приписывались другим мастерам либо, разбросанные по провинциальным местечкам Италии, не привлекали к себе особого внимания. В наши дни интерес к творчеству Пьеро делла Франческа велик, а сам мастер рассматривается как ключевая фигура итальянского кватроченто.

Пьеро делла Франческа (1412 (?) – 1492) родился в небольшом селении (впоследствии ставшем городом) Борго Сан Сеполькро. Работал в разных центрах Италии – Флоренции, Ферраре, Римини, Риме, Урбино, Перудже, но всегда предпочитал возвращаться в родной Борго Сан Сеполькро или в Ареццо, в провинции которого это местечко располагалось. Пьеро играл заметную роль в жизни Борго, его неоднократно избирали на разные общественные должности. В правительственном здании он написал фреску «Воскрешение Христа», ставшую символом города.

Молодой Пьеро познакомился с лучшими достижениями живописи, скульптуры и архитектуры своего времени, когда в 1439 году приехал во Флоренцию, которая, как и в предыдущем столетии, оставалась наиболее прогрессивным центром Италии в области культуры. Приобретенные художником глубокие познания в рисунке, композиции, перспективе, позволили ему идти дальше своим неповторимым путем, оставаясь верным методам и принципам, выработанным еще на раннем этапе творчества.

Пьеро делла Франческа работал при дворах многих итальянских властителей, в том числе и папском. Около 1450 года Пьеро находился в Ферраре, где он мог познакомиться с нидерландской живописью, в частности с произведениями Рогира ван дер Вейдена, приглашенного маркизом Лионелло д’Эсте. С нидерландскими мастерами он мог встречаться и при дворе урбинского герцога Федерико да Монтефельтро. От северян Пьеро перенял точность в передаче природы и новую для Италии технику масляной живописи.

Вершина монументальной живописи Пьеро и, шире, всего кватроченто – цикл фресок «История Истинного Креста», исполненный мастером в церкви святого Франциска, Ареццо, между 1458 и 1466 годами. Никогда прежде в искусстве Ренессанса не появлялся подобный цикл, отмеченный такой ясностью и соответствием всех форм друг другу, необычной цветовой гаммой и четкой перспективой. На выставке демонстрируется фильм, посвященный «Истории Истинного Креста», подготовленный итальянскими документалистами.

Пьеро делла Франческа был и портретистом. Имена заказчиков мастера не всегда известны, но главный из них, бесспорно – Федерико да Монтефельтро. Пьеро создал великолепный двойной портрет Федерико и его супруги с аллегорическими сценами триумфов герцогской четы на обратной стороне досок (галерея Уффици, Флоренция). Федерико был не только правителем Урбино, но и одним из самых удачливых кондотьеров Италии. Наемные военачальники – явление типичное для итальянского Ренессанса.

Представление о подобных людях дает и «Портрет Сиджизмондо Пандольфо Малатеста» (Лувр, Париж). Когда Пьеро в начале 1450-х годов писал его портрет, Сиджизмондо был в зените славы. Поворот моделей строго в профиль навеян Пьеро медалями. В освоении нового жанра эпохи – портрета – важным для ренессансных мастеров стали медальерное искусство и памятники античности. В луврском портрете властитель Римини представлен именно в таком ракурсе, что позволило выявить наиболее типичные особенности модели: красивое лицо с грубыми чертами свидетельствует о непреклонной воле и силе. Сиджизмондо облачен в роскошный костюм, но без украшений, ибо ему в полной мере присущи простота и сдержанность.

Такой же композиционной схемой Пьеро воспользовался, запечатлев облик сына Федерико да Монтефельтро, Гвидобальдо. Этот портрет хранится в музее Тиссена-Борнемисы, Мадрид. В очаровательном малыше с тонкими чертами и белокурыми волосами, отливающими золотом в лучах света, трудно угадать будущего герцога-тирана, кондотьера, и вместе с тем заказчика Рафаэля.

В Борго Сан Сеполькро для монастыря святого Августина Пьеро делла Франческа выполнил большой алтарь. Центральная доска его не сохранилась, четыре боковые створки разошлись по разным собраниям, три из них удалось показать на выставке: «Святой Августин» (Национальный музей старинного искусства, Лиссабон), «Архангел Михаил» (Национальная галерея, Лондон) и «Святой Николай Толентинский» (музей Польди-Пеццоли, Милан). Все фигуры даны в одном масштабе, каждая высится непоколебимо, как скала, независимо от того, кто перед нами – епископ, воин или монах. Изображая Августина, Пьеро проявил талант миниатюриста: митра и далматика святого, украшенные вышивками со сценами евангельских легенд, воспроизведены с таким ощущением достоверности, что Пьеро может конкурировать с нидерландскими мастерами в их умении передавать материальность вещей. Николай Толентинский настолько индивидуален, что несомненно – художнику мог позировать и монах, привлекший его внимание неординарной тучной фигурой и выразительным лицом. Архангел Михаил не столько ратник – «знаменосец небесного воинства», сколько куртуазный рыцарь, усыпанный драгоценностями, в котором мастер воплощает собственное представление о совершенной юношеской красоте.

Живописи Пьеро чужды повышенная эмоциональность и динамика. Он воплощает главный принцип Ренессанса: человек, исполненный красоты и достоинства, – центр вселенной, а окружающий его мир гармоничен. Бесспорный шедевр Пьеро – «Мадонна Сенигалия» (Национальная галерея Марке, Урбино) – относится к позднему периоду деятельности художника. Название картины происходит от местечка, для церкви которого она была написана. «Мадонну Сенигалия» можно расценивать как квинтэссенцию творчества Пьеро. В ней особенно отчетливо отразились главные принципы его искусства: математическое восприятие форм, выверенная пропорциональность в соотношении фигур, предметов, пространства, высокая степень обобщения, последовательное решение проблемы освещения. Прекрасна и изысканная цветовая гамма: мастер отдает предпочтение светлым, радостным тонам.

В последние годы жизни из-за слепоты Пьеро делла Франческа не мог работать как живописец и занимался теоретическими изысканиями; его трактаты, посвященные математике и геометрии, должны быть оценены наряду с заслугами в этой области Леона Баттиста Альберти, Луки Пачоли, Леонардо да Винчи.

Пьеро делла Франческа был одним из первооткрывателей законов перспективы. Среди работ Пьеро делла Франческа – уникальная рукопись «О перспективе в живописи» из собрания Фонда «Палаццо Маньяни», являющееся основой понимания всей перспективы и сути визуальных иллюзий Ренессанса.

Куратор выставки – Татьяна Кирилловна Кустодиева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения

www.museum.ru/N71631
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 28.03.2024  x    ?  


К 210-летию взятия Парижа русскими войсками. Выставка "Пластилиновое войско Леонида Зайцева"

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Выставка Оксаны Архиповой "Страницы жизни" в АРТМУЗЕ

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

100 лет. Владимир Ветрогонский. Продолжение…

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Выставка к 130-летию со дня рождения выдающегося авиаконструктора С.В. Ильюшина в Музее Победы

Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Выставка "Изучать. Творить. Создавать" в усадьбе Измайлово

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности

Русская графика Серебряного века


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru