19 ноября 2018 года в Риме в Музеях Ватикана состоится открытие выставки «Русский путь. От Дионисия до Малевича», которая станет ответом на масштабный проект из Музеев Ватикана, который был открыт осенью 2016 года в Третьяковской галерее. Никогда ранее Музеи Ватикана не выдавали в другие музеи из постоянной экспозиции одновременно столь значительное число выдающихся произведений XII–XVIII веков.
Ответная выставка Третьяковской галереи будет представлена в Крыле Карла Великого – галерее колоннады Бернини базилики Святого Петра. Основную часть экспонатов составят шедевры русской живописи из коллекции Третьяковской галереи. Ряд важных работ предоставляют другие музеи России.
Состав: 54 экспоната - иконопись XV-XVII веков, живопись второй половины XIX - первой трети XX века, 1 скульптурное произведение.
Собрания: Государственная Третьяковская галерея - 47 произведений; российские музеи (Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Государственный Русский музей, Ивановский областной художественный музей, Нижегородский государственный художественный музей, Пермская государственная художественная галерея, Устюженский краеведческий музей, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева) - 7 экспонатов.
Куратор, автор концепции и экспозиции: Аркадий Ипполитов (Государственный Эрмитаж)
Куратор раздела "Древнерусское искусство": Татьяна Самойлова
Куратор раздела "Живопись XIX-XX веков": Татьяна Юденкова
Дизайн экспозиции: Сергей Чобан, Агния Стерлигова
Экспозиция в Риме задумывалась как достойный ответ на щедрый жест Музеев Ватикана. Организаторы поставили перед собой амбициозную задачу - подготовить проект, не менее значимый по своему художественному уровню и общественному звучанию, чем московская выставка. Он должен стать духовным и культурным посланием России центру западного христианского мира. По замыслу куратора, выставка посвящена своеобразию русского художественного менталитета и делает главный акцент на преемственности традиций, на внутренних, глубинных связях иконописи и русского реализма XIX века. Была разработана оригинальная и во многом новаторская концепция проекта, отобраны экспонаты исключительной образной наполненности и художественной ценности.
Третьяковская галерея впервые расстается одновременно со столь значительным корпусом работ из своей постоянной экспозиции. Эти знаменитые произведения ранее демонстрировались на различных выставках, но в таком контексте и таком составе никогда еще не показывались.
В развеске произведений было решено отказаться от хронологического принципа. В выставочном пространстве вступают в диалог две историко-культурные традиции: древнерусское искусство и живопись второй половины XIX - первой трети XX века. На примере представленных работ (икон и живописных полотен) эти мощные традиции русского искусства соединяются. Идея выставки - показать их родство, которое оказалось неискоренимым, несмотря на разрыв культурных связей во время правления Петра I; провести сопоставления по принципу неожиданных, но очевидных аналогий, обнаруживая, что русское искусство не два разных и чуть ли не противостоящих друг другу этапа, но единое целое.
В экспозиции выстраиваются связи, которые незримо существовали: чему-то художники следовали сознательно, а что-то в их произведениях возникало неосознанно, через впитанные с детства "культурные коды". Идея выставки воплощается на примере главнейших произведений русского искусства, посвященных как современным, так и евангельским сюжетам - и те и другие так или иначе поднимают вопросы мировоззренческого характера.
Начиная с картины Александра Иванова "Явление Христа народу" русское искусство берет на себя миссию переосмысления значения изобразительного искусства и его роли как одного из духовных инструментов в освоении мира, осознании бытия. Во второй половине XIX века, в эпоху позитивизма, богоборчества и богоискательства, глобальных трансформаций, происходивших в культуре и обществе, отход от церкви части русской интеллигенции позволял осмыслять евангельскую проблематику с определенной дистанции. Образы Священного Писания помогали найти ответы на актуальные вопросы времени - самостоянье человека в мире, его взаимоотношения с Богом, поиски смысла существования, размышления о жизни и смерти.
На выставке органично соединятся древнерусская иконопись и произведения XIX века. "Явление Христа народу" (1836 - не ранее 1855, ГРМ, малый вариант одноименной картины, находящейся в ГТГ) Александра Иванова располагается рядом с иконами "Крещение" и "Преображение" и вступает в диалог с висящей напротив "Троицей" Паисия. "Неутешное горе" Ивана Крамского оказывается напротив иконы "Не рыдай Мене, Мати", а его же "Христос в пустыне" - рядом с "Христом в темнице", деревянной скульптурой XVIII века из Перми. "Всюду жизнь" Николая Ярошенко соседствует с "Богоматерью Киккской" Симона Ушакова, вторя формату и колориту иконы и - в каком-то смысле - ее ритмической композиции. Сольвычегодская икона "Видение Евлогия" помещается напротив картины "Над вечным покоем" Исаака Левитана, а "Страшный Суд" XVI века - рядом с "Черным квадратом" Казимира Малевича. Завершается выставка "Несением креста" Михаила Нестерова и иконой XVI века "О Тебе радуется", воплощающей дух русской соборности, духовного единения всего народа в церкви и мирской жизни.
Среди других "главных картин" русского искусства, которые покидают стены Третьяковской галереи и отправляются в Музеи Ватикана, - "Не ждали", "Крестный ход в Курской губернии" и "Перед исповедью" Ильи Репина, ""Тройка". Ученики-мастеровые везут воду" и "Утопленница" Василия Перова, ""Что есть истина?" Христос и Пилат" и "Голгофа" Николая Ге, "Демон (сидящий)" Михаила Врубеля, "Троица" Наталии Гончаровой, "Москва. Красная площадь" Василия Кандинского, "Купание красного коня" и "1918 год в Петрограде" Кузьмы Петрова-Водкина.
Портрет на выставке будет только один - исполненный Василием Перовым "Портрет Ф.М. Достоевского", многое определяющий в русской культуре. Очевидны не только композиционные, но и смысловые аналогии этого образа с "Христом в пустыне" Ивана Крамского. На выставке можно найти типично русские образы - священника, пустынника, юродивого, странника, без которых также невозможно понять духовный путь, который прошла русская культура. Выявленные внутренние связи произведений разных эпох представляются очень важными и послужат толчком для дальнейшего осмысления отечественного искусства.
Выставка открыта для посетителей с 20 ноября 2018 по 16 февраля 2019 года
Крыло Карла Великого, Музеи Ватикана