С 10 октября 2018 года в Выставочном центре «Эрмитаж-Казань» начнёт свою работу выставка «Искусство портрета». Она включает около 400 экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа и представляет самые яркие страницы всемирной истории портрета.
Подобная экспозиция организуется впервые, ее основная идея – показать жанр в историческом развитии. Собранные вместе произведения искусства разных стран и народов демонстрируют специфику портретного жанра, его истоки и разнообразие форм.
Экспозиция разделена на четыре раздела: До-портретное искусство и искусство Древнего Египта (XX в. до н.э.– I в.н.э.); Искусство Античного мира и раннего Средневековья (VI в. до н.э. – X в.н.э.); Искусство Западной Европы, Востока и России Нового и Новейшего времени (XV– XXI вв. н.э.).
Принято считать, что портрет зародился в XXV веке до н.э. в Месопотамии и древнем Египте. Первоначально областью портрета была по преимуществу скульптура. Создание портретных изображений в Древнем Египте было обусловлено религиозными взглядами, верой в способность таких изображений порождать Двойника, а значит создавать аналогичную человеку сущность, которая не умирает вместе с ним, а продолжает жить до тех пор, пока изображение существует. Среди самых ранних портретов, представленных на выставке, статуя писца Маниамона.
В Древней Греции интерес к портретным формам проявился в разных видах искусства. Одним из главных направлений портрета стали статуи выдающихся людей, которые в отличие от надгробий и статуй, посвященных в храм, предназначались не богам, а современникам и потомкам. Античные мастера использовали набор узнаваемых образов: зрелый гражданин, скромная жена, героический воин. В художественном репертуаре скульпторов существовали типы поз, одежды, атрибутов, жестов и причесок. Значение имели статус, возраст, пол, но не сходство с внешностью.
Образ Александра Македонского оказал существенное и беспрецедентное влияние на эпоху эллинизма (III–I вв. до н.э.). Новый мужской идеал воспроизводился в лицах воинов, мужских персонажей и умерших, в вотивных италийских и этрусских головах. Сравнение с героями, богами и Александром Великим легло в основу царского портрета, нового художественного явления, возникшего во второй половине IV – начале III века до н.э., с появлением потребности в изображениях правителей новых государств. В скульптуре, мелкой пластике, на монетах и резных камнях правитель изображался исполненным энергии, с атрибутами героев и богов.
В отличие от возвышенных портретных образов Греции, римский скульптурный портрет поражает резким, порой чрезмерным натурализмом. Одним из самых знаменитых римских портретов в собрании Эрмитажа является портрет императора Филиппа Араба.
В противоположность греку, который видел человека как проявление типа (атлет, философ, полководец), римлянин подчеркивал его принадлежность к определенному роду, демонстрировал в портрете общественный ранг и персональные возможности.
Блестящие портреты римских диктаторов и полководцев возникли в результате гармоничного слияния истинно римского духа с формальным совершенством греческой скульптуры. Наивысшего развития римский скульптурный портрет достиг в эпоху империи. Наряду с изображениями императоров широкой распространение получили портреты членов их семей, наследников, преемников и фаворитов.
Блестящего расцвета портретный жанр достиг в XIV–XVI веках, в эпоху Возрождения. Гуманистическое мировоззрение – т.е. мировоззрение, признающее ценность человеческой личности – стало ведущим философским течением. Стремительное развитие портретного жанра в Европе охватило разные виды искусства. Типичным примером ренессансного портрета середины XVI столетия является мужской портрет кисти Джулио Кампи, внимание которого сосредоточено на модели, в то время как окружающие предметы призваны лишь подчеркнуть статус изображенного.
Следующий за эпохой Возрождения XVII век стал важной вехой в истории портрета – в этот период портрет окончательно оформился как жанр. В искусстве Европы выделились национальные школы портрета, появилось множество поджанров: групповой, погрудный, в рост, портрет-картина, портрет-аллегория, портрет парадный, бытовой, мифологический и исторический. С распространением техники гравюры картины стали копироваться, иконография персонажей утратила свою уникальность. Помимо живописной техники, важными художественными средствами в портрете стали динамическая композиция и жест, а также яркий или мерцающий свет – приемы, позволяющие усилить связь модели и зрителя.
Блестящими образцами портретной живописи Нового времени являются представленные на выставке работы выдающихся мастеров Антониса Ван Дейка и Якоба Йорданса. Ван Дейк был создателем «большого стиля» в парадном портрете, его аристократизм и виртуозная живописная манера оказали влияние на творчество английских портретистов. Живой человеческий характер и яркий социальный типаж «буржуа» доносят до нас произведения Йорданса, еще одного выдающегося представителя фламандской школы портрета.
Искусство стран Западной Европы второй половины XVIII века было проникнуто духом Просвещения – так называлось философское течение, ключевой идеей которого была идея разума как главного критерия познания человека и общества.
Портрет нельзя считать лишь феноменом европейской культуры. В искусстве Ирана, Японии и Китая портрет не просто существовал, но был самостоятельным и важным жанром, и в силу исторических обстоятельств на некоторых этапах (например, в период раннего средневековья) был более оригинален, чем западноевропейский. Среди экспонатов выставки – «Портрет Фатх-Али-шаха» (Иран), «Портрет императрицы» (Китай) и гравюры «Умэгава и Тюбэй» (Из серии «Изображение спектаклей дзёрури…») и «Куртизанка Хитомото из чайного дома Даймондзия со служанкой» (Япония).
Глубокое своеобразие отличает русский портрет. Последовательность его развития и новая концепция «человечности» оцениваются как значимый вклад во всеобщую историю искусства. На выставке можно увидеть произведения выдающихся мастеров жанра живописцев Ивана Никитина, Ивана Аргунова, Николая Ге, Ивана Крамского, Валентина Серова, Льва Бакста, скульптора Бориса Орловского и других.
Дополняют экспозицию фотографии и графика, монеты и медали, изделия западноевропейского прикладного искусства.
На протяжении XX века портретный образ постепенно лишался своей ключевой характеристики – сходства с моделью. Утрата привычных критериев стала поводом для выводов о деградации и даже о полном разрушении жанра портрета. Находясь на периферии современных течений живописи и скульптуры, человеческий образ оказался чрезвычайно востребован в графике, фотографии, медийном пространстве. Современное искусство портрета представлено произведениями скульптуры, графики, а также фотографиями таких признанных мастеров, как Борис Смелов и Стив МакКарри.
К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог «Искусство портрета» (СПб.: Изд-во «Славия», 2018. – 240 с. : ил.). Общая научная редакция и вступительное слово директора Государственного Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского. Общая концепция выставки и научное редактирование каталога заведующей Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа, куратора выставки Анны Алексеевны Трофимовой.
Куратор выставки – Анна Алексеевна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира Государственного Эрмитаж, кандидат искусствоведения.