Выставка посвящена русской пейзажной живописи XIX–XX веков.
Выставка показывает, как пейзаж, ставший важнейшим жанром русской живописи на рубеже XVIII–XIX веков, прошел путь от идеального классического ландшафта — «портрета» местности или города — к многозначным художественным построениям, осмыслениям пространства, показу сложных взаимодействий человека и окружающего мира в начале XXI столетия; как впечатления от конкретного вида природы и города превращались в многоплановый художественный образ.
Москвичи и гости столицы смогут увидеть редко экспонирующиеся произведения известных отечественных авторов А.К. Саврасова, И.И. Левитана, К.А. Коровина, В.Г. Перова, К.Ф. Юона, И.С. Остроухова, Н. Гончаровой, а также с работами менее известных мастеров О.А. Лагода-Шишкиной, Г.Ф. Ярцева, Ю.П. Анненкова, Г.Г. Нисского, В.К. Бялыницкого-Бируля, Н. Ромадина, Ю В. Попкова.
Экспозиция построена по разделам, объединяющим картины по тематическому и отчасти хронологическому принципу: «Столица», «Исследуя страну», «Традиция и сказки», «Время вперед», «В природе ничего не меняется».
Заключительный раздел выставки — «В области вечного льда» — самый необычный во всей экспозиции. Он полностью посвящен творчеству мало известного широкой публике художника конца XIX – первой трети ХХ века Александра Алексеевича Борисова — первого живописца Арктики, писателя, исследователя полярных земель. Огромное полотно «В области вечного льда (Лето)» (1897) было написано после путешествия по Крайнему Северу на основе натурных этюдов и эскизов. Сам П.М. Третьяков купил у автора эту картину и 24 подготовительные работы к ней, часть из которых также будут представлены на выставке. Картина экспонируется впервые после 1934 года; к выставке она была специально отреставрирована специалистами Третьяковской галереи.