Гравюра (фр. gravure от нем. graben — копать или фр. graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства, составная часть такого понятия как эстамп, подразумевающего создание разными способами оттисков с печатных форм. В зависимости от способа получения оттиска данный вид графики делится на два основных вида: «гравюру высокой печати» и «гравюру глубокой печати». В первом случае краска накатывается и переносится на запечатываемую бумагу с плоскости доски, а во втором — из углублений штрихов. Высокая печать - накат краски на выступающие (печатающие) элементы.
Новая выставка в Городском выставочном зале Петрозаводска посвящена искусству графики. Работы двух её участников Аркадия Морозова и Игоря Котукова – в основном выполнены в технике линогравюры – одной из разновидностей «высокой печати». Именно интерес к ней объединил в одной экспозиции зрелого мастера и молодого художника, ещё недавно – учителя и ученика, а сегодня коллег по «графическому цеху» карельского искусства.
Техника линогравюры, ставшая в последние годы главной для обоих участников выставки, в работах Аркадия Морозова предстает соединением плотного, часто яркого цвета, точных, ясных линий и разнообразных фактур. Его свободный подход к графической технике – результат многих лет профессионального опыта, большой школы мастерства, освоенной им ещё в юности в Ленинградском Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина и неизменно оставляющей свою высокую «печать» практически на всех работах Морозова. Линогравюра для него – лишь одна из большого диапазона техник, какими он в совершенстве владеет, и которую он всегда легко и виртуозно подчиняет своему авторскому замыслу, фантазии, эмоции, сюжету, образу. Их источниками для него, пожалуй, являются европейская культура от архаики до наших дней (искусство, литература, философия, психология) и личный жизненный опыт, болевые моменты которого чаще всего воплощаются в причудливых и остроумных графических композициях Аркадия Морозова, рассказывающих о противоречиях человеческой души и телесного, о парадоксах взаимоотношений мужчины и женщины. Большая теоретическая база позволяет ему с той же лёгкостью находить и «монтировать» в своих листах образы, пластические приёмы, визуальные цитаты из разных эпох, сочетать порой несочетаемое - высокое и низкое, смешное и трагическое, сиюминутное и вечное…
В отличие от Аркадия Морозова, которого можно назвать мэтром, классиком карельского изобразительного искусства, - молодой график Игорь Котуков находится в самом начале своей творческой карьеры. Его сегодняшние взаимоотношения с линогравюрой и вообще искусством графики – это непростой путь преодоления трудностей, поиска себя, своего языка, своих тем и сюжетов. Он находит их то совсем рядом - в окружающем мире простых предметов, то в литературе от Хармса до Беккета, но больше всего в истории искусства. Его чёрно-белые линогравюры – дань уважения наследию отечественного искусства гравюры 1960-80 годов, интереса к современному искусству и увлечения линогравюрой, многообразие выразительных возможностей которой вдохновляет молодого художника на постепенное усложнение своих творческих задач и стремление к самосовершенствованию.
Сегодня Игорь Котуков руководит Петрозаводской графической мастерской – той самой, в которой ещё не так давно его и других начинающих художников учил основам высокой печати Аркадий Морозов. Их первая совместная выставка, быть может, через десятки лет будет восприниматься знатоками как веха в летописи карельского искусства, как исторический момент встречи представителей двух поколений, как акт их передачи друг-другу творческой «эстафеты». А со 2 по 25 августа 2018 её может увидеть каждый в Городском выставочном зале Петрозаводска.
Мария Юфа, искусствовед