Музей современной истории России
4 июля 2018 - 5 августа 2018
На выставке представлены живописные и скульптурные работы из собрания Государственного центрального музея современной истории России, отражающие один из самых интересных периодов в отечественном изобразительном искусстве 1920–1950-х гг. — время надежды, борьбы и труда, время мечтателей и героев.
Экспонаты выставки — это общий портрет поколения героев: строителей и колхозников, воинов и спортсменов, комсомольцев и пионеров. Эти люди победили в Великой войне и теперь устанавливали мировые рекорды в науке и спорте, работали во имя светлого будущего, смело бросали вызов законам физики, своим трудом меняли пространство природы, неиссякаемой общей энергией достигая единого успеха для огромной страны.
Художественный калейдоскоп представленных полотен передаёт всё многообразие веяний и чаяний ведущих советских мастеров. Ориентиром для искусства того времени призвано было служить не сущее, а должное, и люди будущего – живущие надеждой, творчеством, стремлением вперёд, – должны были постепенно воздвигнуть величественный храм жизни. Призыв «рисовать сияющие счастьем и совершенством картины будущего» с энтузиазмом и искренней верой подхватили выдающиеся художники того периода — Борис Иогансон, Константин Богаевский, — обратившись в своём творчестве к теме великих социалистических строек.
В середине 1920-х гг. был взят курс на индустриализацию страны, и началось невиданное по своему масштабу промышленное строительство. Тема индустрии стала основной в советском изобразительном искусстве, а главным героем нового искусства был провозглашён человек труда.
Одним из наиболее распространённых в это время жанров стал промышленный пейзаж. Крупнейшие художники открывали для себя пространство природы, изменённое человеческой деятельностью, создавали фантастические панорамы заводских цехов, окутанных разноцветными дымами, и могучих электростанций в радужной пелене падающей воды. Представленные работы, пронизанные пафосом творческого созидания, знакомят зрителя с наиболее масштабными стройками страны — Кузнецкстроем, Днепростроем, Магнитостроем.
Успех великих строек достигнут самоотверженным и вдохновенным трудом простых рабочих людей. К Международной выставке в Нью-Йорке в 1938 г. Пётр Мальцев создаёт масштабное полотно «Лучшие люди промышленности и сельского хозяйства», представляющее собой групповой портрет десятков ударников и стахановцев. Мы видим на нём прославившихся на всю страну шахтёра А. Г. Стаханова, ткачих Е. В. и М. И. Виноградовых, сталевара М. Н. Мазая, комбайнёра П. Н. Ангелину… Торжеством духовного единения дышит полотно Петра Вильямса, на котором кружатся в танце представители многочисленных народов Советского Союза.
Великая Отечественная война — самая страшная в нашей истории — унесла миллионы жизней, а принесла ужас, боль и разрушения. Советским людям, отстоявшим в жестоких боях родную землю, предстояло восстановить разрушенное и создать новое. Перед страной, лежавшей в руинах, во многом встали те же задачи, что и в 1930-е гг. Экспонаты этого периода представляют тему труда и возрождения: например, строительство Комсомольска-на-Амуре или экскурсия гостей столицы по сияющему московскому метро.
На полотнах художников изображено поколение «хозяев земли»: волевых, непобедимых, творческих, работящих и сильных духом людей, смотрящих в будущее с надеждой и верой в страну!