НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Старинная японская фотография и гравюра на выставке в Мультимедиа Арт Музее, Москва

c 18 мая по 17 июня 2018Москва
Неизвестный автор. Продавец тофу, 1880-1890-е. Альбуминовый отпечаток, раскраска. Из собрания МАММ
Неизвестный автор. Вид на гору Фудзи с озера Хаконе, 1880-1890-е. Альбуминовый отпечаток, раскраска. Из собрания МАММ
Неизвестный автор. Водопад Мино близ Кобэ, 1880-1890-е. Альбуминовая печать, раскраска. Из собрания МАММ
Тамамура Кодзабуро. На берегу озера Чузендзи. Утагахама, Никко, 1880-1890-е. Альбуминовый отпечаток, раскраска. Из собрания МАММ
Тамамура Кодзабуро. Любование цветами глицинии в чайном доме в Камейдо, Токио. 1880-1890-е, Альбуминовый отпечаток, раскраска. Из собрания МАММ
В рамках «Фотобиеннале 2018» Мультимедиа Арт Музей, Москва и Государственный музей народов Востока представляют выставку «Старинная японская фотография и гравюра».

За более чем 20 лет своего существования МАММ собрал значительную коллекцию японской раскрашенной фотографии эпохи Мейдзи (1868–1912). Раскрашенная фотография — это особое явление, которое стоит на пересечении нескольких традиций: европейской фотографии и японских традиционных видов искусства. Полную и разнообразную картину позволяют увидеть большой комплекс фотографий (более ста) и вступающая с ним в диалог подборка из около 50 гравюр прославленных мастеров (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай, Утагава Хиросигэ и др.), а также элементы предметного мира — ширма и кимоно — из коллекции Государственного Музея Востока.

После длительного периода самоизоляции эпоха Мейдзи стала переломным периодом в японской истории и определила последующее стремительное развитие страны. Тесные контакты и обмен достижениями культуры и науки активизировались в середине XIX века, в эпоху позитивизма и промышленного переворота, богатую на важные политические события и научные открытия. С приходом новой эпохи фотография была одобрена и пропагандировалась на самом высоком уровне: в начале 1870-х годов создаются первые фотографии императора-реформатора Муцухито и его супруги, что становится своеобразной «отменой» существовавшего долгое время запрета на изображение императора. Вводится в обиход европейская одежда. Русские путешественники сравнивали процессы, происходившие в это время на островах с петровскими реформами в России.

Фотография — плод технической революции и идеологии реализма и рационализма пришла в Японию с Запада еще в 1840-е годы, но ранние опыты в светописи 1850-х годов, предпринятые приезжими и местными энтузиастами, были эпизодическими и непоследовательными.

Расцвет искусства фотографии в Японии пришелся на последнюю четверть XIX века. Его определили такие западные мастера, как англичанин итальянского происхождения Феликс Беато (1832–1909), австриец барон Раймунд фон Штилльфрид-Ратениц (1839–1911) и итальянец Адольфо Фарсари (1841–1898).

Фотографы наследовали фотоателье вместе с накопленным материалом, так что зачастую очень трудно отделить работы одного автора от другого, а японские ученики и последователи, такие как Кусакабэ Кимбэй (1841–1934), Тамамуро Кодзабуро (1856–1923?) и Огава Кадзумаса (1860–1929), активно продолжали начинания европейских учителей. Несмотря на то, что фотографии снимались как европейскими, так и местными мастерами, они образуют единое явление, принадлежащее одновременно и японской, и западной культуре — как, например, иностранные мастера, работавшие в России с петровского времени могут считаться частью истории и русского, и европейского искусства.

В работах 1880-х-1890-х годов можно увидеть, прежде всего, следование фотографическим схемам композиции и жанрам XIX века: виды, типы, постановочные сценки и портреты. Подобного рода фотографии можно сравнить с интересом к экзотике в культуре рококо первой половины XVIII века — интересом к необычному, но преломленному сквозь призму видения представителя европейской цивилизации. По подсчетам исследователей за вторую половину XIX века было создано более 200 000 снимков Японии, складывающихся в своего рода энциклопедию образов. Фотографии часто объединялись в альбомы и служили сувенирами, навевавшими воспоминания о совершенной поездке, или удовлетворявшими интерес к далекой загадочной стране.

В то же время и европейские мастера, и наследовавшие им японские фотографы не могли не считаться с местной традицией — японская визуальная культура явно или неявно проступала на снимках. Сюжеты, мотивы, реалии, традиционные символы — все это очевидно напоминает другие виды искусства, в особенности цветную гравюру на дереве (ксилографию) укиё-э, которая также переживала расцвет в XIX веке. Название жанра переводится с японского как «картины преходящего мира». Искусство гравюры конца периода Эдо и периода Мейдзи поразительно созвучно фотографии — оба искусства тиражные, в них, так или иначе, присутствует цвет, они рассчитаны на широкую публику (в это время японскую гравюру начинают коллекционировать и за пределами Японии). Вдохновение для сюжетов авторы искали в многообразии городской жизни, пытаясь запечатлеть ускользающую действительность, и превращая ее в эфемерное изображение на хрупкой бумажной основе. Фотографии, представленные на выставке, сделаны в технике альбуминовой печати, которая неумолимо угасает от соприкосновения с солнечным светом.

На выставке «Старинная японская фотография и гравюра» соседствуют снятые на улицах постановочные кадры со статистами и мизансцены, полностью сконструированные в безвоздушном пространстве фотоателье, где повседневность превращается в экзотический ритуал, а собирательные и типические образы гейш и самураев изображают переодетые актеры. Но при всей неестественности во многих композициях невольно проскальзывает неподвластное художнику дыхание жизни: смазанные фигуры-призраки на улицах, непосредственные проявления эмоций у второстепенных персонажей и «некрасивые» с точки зрения профессиональной европейской фотографии моменты, например, процесс вкушения пищи, где герои застыли с открытым ртом. Во многих сюжетах подспудно присутствует глубинный символизм, а также особая пластика реалий: садов, архитектуры, интерьеров, костюмов, аксессуаров и предметов обихода.

Кураторы: Игорь Волков, Анна Пушакова

www.museum.ru/N69864
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00, 637-11-55
сайт:www.mamm-mdf.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 20.01.2019  x    ?  


Выставка новых поступлений в Ризнице храма-памятника "Спас на крови"

Выставка "Радость моя" в память преподобного Серафима Саровского

Соломон Юдовин. Блокадная графика из собраний Русского музея и Евгения Герасимова

Выставка «Любовь Талимонова. Сквозь времена и пространства»

Ленинград в дни блокады

Выставка Натальи Егоровой "Дыхание цветов" в галерее "Мансарда Художников"

V Фотобиеннале современной фотографии в Русском музее

Выставка "…Сама любовь и жизнь, бесстрашие и слава Ленинграда" в Военно-медицинском музее

"Во Имя жизни"

Владимир Малков. В день рождения. Памяти художника

Выставка «Мужеству великого города» в Музее городской скульптуры

Космическая энергия в Музее геологии, нефти и газа

Неразрушающие методы технологического исследования настенных росписей: история и перспективы развития

Фотовыставка "Невская твердыня. К 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады"

Андрей Дубов. Выставка в Мраморном дворце

Выставка "Против голода и болезней: блокадная медицинская книга" в Военно-медицинском музее

Арт-выходные на "Пушкинской-10"

Выставка к Дню Республики Крым в Феодосийском музее А. Грина

"Чудесный улов": библейские сюжеты из коллекции Калининградского музея искусств

«Пространство радости». Выставка произведений Татьяны Кочемасовой

К 210-летию со дня рождения Ч. Дарвина. Выставка "Укрощение строптивых" в Дарвиновском музее

"Броня в миниатюре" – экспозиционный проект Алексея Герасимова

Выставка "Война, блокада, я и другие" в Центральном музее железнодорожного транспорта РФ

Выставка «Японо-российские отношения. История в фотографиях»

Николай Мещерин. Выход из суеты

Выставка Дмитрия Бучкина "Портреты ленинградских художников" в "Голубой Гостиной

«Земля Платонова». Иллюстрации к произведениям писателя

Выставка "Ю.С. Ушаков. Деревянная архитектура русского Севера" в Музее архитектуры

Выставка Олега Закоморного "Части целого" в Дарвиновском музее

Теория русского авангарда: авторский курс Андрея Сарабьянова в Еврейском музее и центре толерантности

Выставка Игоря Петрова «Портреты городов». Живопись


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru