НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка "Михай Мункачи" в Эрмитаже

c 24 апреля по 29 июляСанкт-Петербург
Автопортрет II. Михай Мункачи. 1881; дерево, масло. © Венгерская национальная галерея, Будапешт
Женщина, несущая хворост. Михай Мункачи. 1873; дерево, масло. © Венгерская национальная галерея, Будапешт
Парижский интерьер. Читающая. Михай Мункачи. 1877; холст, масло. © Венгерская национальная галерея, Будапешт
Камера смертника II ( вариант картины «Последний день осужденного»). Михай Мункачи. 1880 ; дерево, масло. © Венгерская национальная галерея, Будапешт
Пыльная дорога II. Михай Мункачи. 1874; дерево, масло. © Венгерская национальная галерея, Будапешт
С 24 апреля 2018 года в Николаевском зале Зимнего дворца открывается выставка «МИХАЙ МУНКАЧИ», посвященная творчеству самого знаменитого венгерского художника XIX столетия.

Экспозиция организована Государственным Эрмитажем совместно с Музеем изобразительных искусств – Венгерской национальной галереей (Будапешт) и Имре Паком (Нью-Йорк). Масштабная ретроспектива, в составе которой более 60 произведений мастера, пройдет в Санкт-Петербурге впервые.

Творчество Михая Мункачи (1844-1900) занимает уникальное место в истории венгерского и мирового искусства. В нем сочетаются и гармонируют различные направления и жанры. Торжественное достоинство монументальных работ, непринужденность салонных сцен, реалистичность портретов представляют художественную ценность, сравнимую с произведениями известнейших европейских художников. В его персонажах отражены страдания и жизненная борьба художника. Его реалистичные жанровые картины составляют мозаику сцен из жизни венгерских крестьян, в то время как салонная живопись, напротив, иллюстрирует идеальную беззаботную городскую жизнь.

Произведения Михая Мункачи высоко оценены критиками, коллекционерами и художниками. И. Е. Репин называл его великолепным колористом, В. В. Стасов отмечал «беспощадный реализм» художника: «Мункачи один из самых решительных, неукротимых реалистов в Европе... Он смел, резок, неправилен, но зато глубоко правдив и выразителен: создатели новых школ и направлений всегда таковы».

Одной из причин необычайного интереса к творчеству Мункачи является его богатая биография, в которой одновременно присутствуют головокружительные взлеты и падения, непроглядное горе и ослепительная роскошь, глубокое одиночество и бурная светская жизнь.

Настоящее имя Михая Мункачи (1844-1900) – Михай Либ. Он родился в небольшом городке Мункач Австро-Венгрии (соврем. Мукачево, Украина), в семье чиновника баварского происхождения. Свою связь с Венгрией Мункачи подчеркивал на протяжении всей своей жизни, избрав своим псевдонимом название родного города. Рано потеряв родителей, мальчик воспитывался в семье дяди. По его совету он начал обучаться столярному ремеслу, но от тяжелой работы заболел и был вынужден ее оставить. В этот же период Мункачи начал рисовать и брал уроки мастерства у местного художника Элека Самоши. По его же рекомендации Михай Мункачи отправился в Будапешт, где продолжил художественные занятия. Далее он обучался в Вене и Мюнхене. В 1868 году в Дюссельдорфе занимался у Людвига Кнауса (1829-1910), мастера многофигурных композиций и талантливого пейзажиста. В 1867 году Мункачи посетил Париж, где познакомился с проиведениями французских художников Жана-Франсуа Милле и Гюстава Курбе, которые произвели на него сильное впечатление. К раннему периоду творчества Мункачи принадлежат картины «Накренившийся воз сена» (1867) и «Зевающий подмастерье» (1868-1869). Первая из них - важный шаг на пути к новому стилю – реалистическому бытовому жанру, вторая – воспоминание о тягостных впечатлениях молодости. Своеобразным итогом этого времени стало создание картины «Камера смертника или последний день осужденного». Представленая в 1870 году в Парижском Салоне картина принесла художнику золотую медаль и популярность.

Переломным моментом в судьбе Михая Мункачи стало знакомство с бароном Анри-Эдуардом де Маршем и его супругой Сесиль Папье. Барон и его жена были настоящей опорой для постоянно страдающего от сомнения в собственном таланте и страха быть непризнанным художника. При их содействии в 1871 году Мункачи переехал в Париж, затем работал в Барбизоне. Под влиянием барбизонской школы были написаны реалистические сцены и пейзажи: «Уголок леса с двумя фигурами» (около1873), «Цыгане на опушке леса» (1873), «Женщина, несущая хворост» (1873).

Далее в жизни художника снова произошли изменения: умирает его покровитель барон де Марш, по окончании траура Михай Мункачи женится на его вдове. Во второй половине 1870-х годов меняется характер работ мастера. Он начинает писать композиции, на которых в светлых, уютных интерьерах изображены элегантно одетые молодые женщины за разговором, чтением, музицированием, маленькие дети и милые домашние питомцы. Первой из жанровых картин, изображающих жизнь салонов, является «Парижский интерьер. Читающая»(1877), вслед за ней были написаны «За фортепиано» (1878), «Две семьи в салоне» (1882), Воришка сладкого (1883 и другие. К каждой из них было выполнено множество эскизов и живописных этюдов.

В тоже самое время художник находился в постоянном поиске новых тем. В середине 70-х годов его заинтересовала история жизни английского поэта XVII столетия Джона Мильтона, в его судьбе Мункачи находил общее со своей. В 1878 году была написана картина «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай»». Благодаря удачному выбору сюжета, изяществу композиции, тонкой передаче характера персонажей и оригинальному живописному решению произведение принесло Михаю Мункачи всемирную славу. За эту работу он был награжден орденом Железной короны и получил от императора Австро-Венгерской монархии Франца Иосифа I дворянскую грамоту. На Всемирной выставке в Париже в 1878 году жюри присудило работе золотую медаль.

В составе экспозиции находятся также два грандиозных полотна из знаменитой трилогии художника, посвященной страданиям и смерти Христа - это великолепные многофигурные композиции «Христос перед Пилатом» (1881) и «Голгофа» (1884). Для первого полотна художник написал 35 эскизов, второе сопровождалось появлением 15 этюдов, среди которых «Палач с лестницей» (1882), и «Фигура мужчины, поднимающегося в гору» (1882).

Одним из любимейших жанров Михая Мункачи был портрет. Художник обладал способностью тонко чувствовать настроение своих моделей, что позволяло ему создавать великолепные образы. Среди лучших работ кисти мастера – «Портрет Ференца Листа» (1886), выдающегося венгерского композитора и пианиста. На выставке также демонстрируются «Портрет мадам Мункачи» (1875), «Портрет девочки» (1874), Автопортрет II (1881).

На протяжении всей своей жизни художник обращался к пейзажной живописи. Среди представленых на выставке пейзажей особое место занимает «Пыльная дорога II» (после 1874), где передан эффект солнечного луча, проходящего сквозь облако пыли, поднятой проехавшей крестьянской повозкой. Небо и земля сливаются, а клубы розовато-желтой пыли, плавно переходящие в полосу облаков на небе, преобразуют скучный пейзаж в чудесное радужное видение, напоминающее картины британского живописца Уильяма Тёрнера.

Одним из крупных проектов последних десяти лет творчества художника был заказ на роспись плафона парадной лестницы в Художественно-историческом музее в Вене. К огромному панно было создано большое количество этюдов, в том числе эскиз в цвете «Апофеоз Ренессанса» (1882-1886), представленный сегодня на выставке, – пятый среди сохранившихся живописных штудий.

За сравнительно короткую жизнь Михай Мункачи успел сделать очень много. Главной целью в его жизни всегда оставалось творчество. Преданность делу требовала силы и отваги, однако сомнения в собственном таланте вынуждали художника постоянно доказывать его присутствие и порой делали жизнь невыносимо трудной. Эти противоречивые чувства проявляются в сочетании силы, простоты, эмоциональности и реализма его полотен, необычных для живописи того времени.

К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог «Михай Мункачи» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2018). Кураторы выставки Михаил Александрович Аникин, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства (Государственный Эрмитаж); Марианн Гергей, Эдит Плесниви (Музей изобразительных искусств – Венгерская национальная галерея (Будапешт)).

www.museum.ru/N69650
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 16.12.2018  x    ?  


«Новогодний переполох» в Доме Остермана

"Портреты бажовских героев" в Музейном центре "Гамаюн"

Фотовыставка "Живой мир" в Зоологическом музее Зоологического института Российской академии наук

Персональная юбилейная выставка Георгия Матевосяна "Обнимая время"

Презентация книги «Н.Н. Пунин. В борьбе за новейшее искусство (Искусство и революция)»

Праздник кукол. Кремль в Измайлово

«Новогодняя перезагрузка» в Калининградском историко-художественном музее

Выставка «Арсенал русских царей и императоров. Из собрания Музеев Московского Кремля» в Уфе

Открытие Музея Н.И. Пирогова в Военно-медицинском музее. Праздничные мероприятия

Выставка польского фотографа и документалиста Петра Вуйцика "Однофамильцы: Польша-2018" в Москве

Новый год в Музее Анатолия Зверева. Программа "AZ дети"

Выставка о благотворительности в Государственном музее Л.Н. Толстого "Человек человеку… Лев"

Анастасия Вепрева. Выставка «Легко» в рамках проекта «Взлет» на ВДНХ

Выставка Ирины Сергиенко "Диалоги" в галерее "Голубая Гостиная"

Литературный концерт «Шедевры грузинской поэзии и музыки» в Библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова

Выставка «Большое дерево» в Волгоградском музее изобразительных искусств им. И.И. Машкова

"Новогодний калейдоскоп" в отделе художественных ремёсел Музея-заповедника "Абрамцево"

Выставка «Русская Арктика» в Библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова

Образы совершенной красоты

Андрей Макаревич. ... И слышно: они поют

Василий Улитин. Элегия

Дамир Муратов «Навсегда»

Выставка «Русский ландшафт» в Музее российской фотографии

Параллели - новый выставочный сезон в арт-центре "Пушкинская-10"

Волшебный мир Елизаветы Бём

Выставка "Про себя и вслух. Скульптурные высказывания о человеке" в Мастерской Аникушина

Выставка "Даши Намдаков" в Русском музее

Записки художника. Произведения И.С. Тургенева в пастелях Виктора Брагинского

Выставка «Графика Уильяма Хогарта» в Музее истории религии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru