Представленная в Городском выставочном зале новая весенняя выставка «ПРО ДЕРЕВО» посвящена материалу – с одной стороны всем предельно близкому и знакомому, с другой - бесконечно таинственному и почти мистическому. Дерево – одна из центральных тем искусства, его «реальный материал», обладающий тонкой палитрой текстур, фактур и оттенков, а также - вечная метафора его истории, уходящей корнями в глубь веков и постоянно выбрасывающей свежие «ветки» новых течений и идей.
Участники проекта - художники и фотографы из Петрозаводска, Череповца и Новгорода (Россия), а также из Порво, Оулу и Йоэнсуу (Финляндия). Среди них: Кари Седо, Вейко Бьерк, Анна Пехконен, Виктория и Владимир Зорины, Людвиг Давидян, Артём Стародубцев, Игорь Гашков, Елена Логинова, Дмитрий Москин, Александр Крылов, Игорь Монахов, Евгения Терентьева, Ирина Ларионова, Юлия Утышева, Виталий Голубев и другие. Кроме того, в экспозиции можно увидеть деревянные объекты Олега Юнтунена (1948-2005) и Анатолия Титова (1958-2017), музыкальные инструменты Анатолия Мешко, Александра Леонова, Александра Петкуна и Верталя Колёсикова.
Выставка предлагает зрителю сразу несколько разных подходов - маршрутов прочтения заданной темы «Про дерево». Вокруг него можно «прогуливаться», наблюдая разнообразие его внешних очертаний и сезонных фазовых превращений, и одновременно мысленно перемещаться внутри по срезам условного «Мирового древа» - некой «библиотеке» визуальных и акустических образов, созданных художниками.
Не случайно в архаических культурах дерево неизменно являло собой первичные представления об устройстве мироздания.
Нижний – подсознательный, бесструктурный, антиерархичный мир «корневищной» культуры на выставке представлен инсталляциями Владимира Зорина, скульптурой Людвига Давидяна, панно и объектами Елены Логиновой.
Срединный же материал, взятый непосредственно из ствола дерева, близкий и понятный «земной» мир предстает в образе разнообразных предметов прикладного искусства и дизайна. Это и современное прочтение народной деревянной игрушки в работах Дмитрия Москина, и сказочные персонажи Анатолия Титова, и легко перемещаемые из выставочного пространства в домашний интерьер объекты и панно Кари Седо, Анны Пехконен и Игоря Монахова.
Крона дерева – классический мир «древесной эстетики», апеллирующий к литературе и музыке, на выставке вырастает в буквенный арт-объект Артема Стародубцева, в калевальские панно Игоря Гашкова, в перформанс, видеоарт вокруг «Лодкаструна» Александра Леонова - с музыкантами, располагающимися в самом теле деревянного музыкального инструмента-лодки, как кажется, способного плыть по волнам вод или воздуха.
Внешние древесные очертания на выставке «вырисовываются» через разные «медиа» - и физически, и метафорически. Например, в работе Ирины Ларионовой – образ дерева предстаёт в виде своего рода парадного портрета-панорамы леса. А в одной из версий художника и куратора выставки Виктории Зориной - Мировое древо изображается в виде столпа, соединяющего землю и небо. Художник создает изображение дерева непосредственно на деревянной доске, используя старинную технологию грунтовки основы, используемую при создании икон, и напоминает нам о том сакральном и сказочном, что скрыто за обычным словом - Дерево.
Наталья Егорова, художник