1 апреля в Главном здании Театрального музея им. А.А. Бахрушина откроется юбилейная выставка "Татьяна и Сергей Бархины. 160 лет", включающая в себя книжную графику, эскизы декораций и костюмов, макеты, шуточные зарисовки, эскизы к неосуществленным постановкам. Временной охват - начиная с раннего периода творчества по настоящее время.
160 лет - один юбилей на двоих. Татьяна и Сергей Бархины родились 31 марта 1938 с разницей в одну минуту, вместе учились в МАРХИ, затем реализовывали себя в разных сферах - архитектура, бумажная архитектура, книжная иллюстрация, литература, живопись и, конечно, театр. Сегодня Сергей Бархин - один из главных корифеев театральной сцены. Его работы называют не декорациями, а "пространствами" Бархина. Татьяна Бархина оформляла многие спектакли вместе с братом в качестве художника по костюмам.
За свою жизнь Сергей Бархин сотрудничал с большим количеством театров и режиссеров. Первые постановки - в "Современнике", затем были Малый театр, театр Советской Армии, МХАТ, Малый театр и многие другие. В ранний период творчества Бархин много работал в разных городах России, в связи с этим даже в шутку называл себя "междугородным" художником.
В 80-е начинается и уже не прекращается сотрудничество художника с К. Гинкасом и Г.Яновской, результатом которого стали спектакли в МТЮЗе и на других театральных площадках России и Европы. С 80-х по 2000-е Сергей Бархин - главный художник Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, и Большого театра. В Большом Сергей и Татьяна Бархины вместе оформили "Аиду", "Набукко", "Франческу да Римини", "Моцарта и Сальери", "Псковитянку", "Бессонницу".
На выставке представлены материалы к спектаклям российских и зарубежных театров. Посетители могут увидеть многие ранние работы, в том числе те, что были сделаны для "Современника". Это "История о "Невеселом кабачке" 1967 г., оформленная совместно с М. Аникстом, и ставшая знаковым для театра и для своего времени. Другая, уже полностью самостоятельная работа - "Чайка" (постановка О. Ефремова) была неоднозначно принята после премьеры. Тогда говорили: это "не Чехов", также, как и о более поздних работах: "это не Шекспир". Бархин не давал явных опознавательных знаков, сразу указывающих на имя автора пьесы, и никогда не считал нужным это делать, - как писали потом, он опережал свое время, сочетая разное, не вписывался в какое-то течение, создавал собственные пространства, играя стилями и образами мировой культуры. Также на выставке можно будет увидеть эскизы к другому знаменитому спектаклю "Современника", но более позднему - "Кто боится Вирджинии Вульф" 1992 г., поставленный Р.Балаяном и В.Фокиным.
Бархины работали со многими режиссерами - посетители увидят макеты к спектаклям М. Карбаускиса ("Кант", "Таланты и поклонники"), материалы к "Татуированной розе" Р.Виктюка, "Лесу" А. Шапиро и многим другим, работы для музыкального театра. Широко представлено совместное творчество с К. Гинкасом и Г. Яновской: "Идиот", "Черный монах", "Медея", "Гедда Габлер", "Дама с собачкой", "Иванов и другие", "С любимыми не расставайтесь", "Соловей".
Также будут выставлены фамильные портреты купцов-меценатов Хлудовых, предков Бархиных по материнской линии. Семейным издательством "Близнецы" были изданы книги, посвященные истории рода - "Хроника пяти поколений" Елены Борисовны Новиковой и письма и дневники Герасима Ивановича Хлудова.